Специальный репортаж. Подводная одиссея

В июле на озере Байкал открыли третий сезон глубоководных исследований с участием отечественных аппаратов "Мир- 1" и "Мир-2". В одну из экспедиций "Мира" на дно Байкала отправилась и съемочная группа телеканала "Россия 24".

В июле на озере Байкал открыли третий сезон глубоководных исследований с участием отечественных аппаратов "Мир- 1" и "Мир-2". В рамках работ ученые будут проводить погружения в районе залива Малое море, расположенного между западным побережьем озера и островом Ольхон, а также Центрального и Южного Байкала. Они исследуют фауну озера, движение береговой линии, подводные грязевые вулканы, тектоническую активность на дне озера, продолжат поиски археологических артефактов. В одну из экспедиций "Мира" на дно Байкала отправилась и съемочная группа телеканала "Россия 24".

С погодой повезло как никогда. По крайней мере, так говорят участники экспедиции "Миры на Байкале", которые уже третий сезон исследуют дно озера. Не было ни тумана, ни ветра – лишь небольшие волны.

Катер подходит к судну специального назначения "Метрополия". Именно на нем базируются глубоководные аппараты "Мир". База стоит на рейде в полукилометре от порта Турка. Это – бурятский берег Байкала. Съемочной группе телеканала "Россия 24" предстоит совершить погружение на дно озера.

Пока идешь до места спуска, есть возможность рассмотреть "Миры" еще на борту. У каждого аппарата – 2 манипулятора. Они достают со дна озера образцы и складывают их вот в специальные бункеры.

Вообще на "Мирах" установлено очень много различного навесного оборудования. Это и водозабор, и эхолот (что-то вроде парк-троника), и гидролокатор. Специальные приспособления позволяют выполнять почти ювелирную работу.

"Приемная труба крепится к одному из манипуляторов. Можно поднимать хрупкие вещи. С его помощью, например, поднимали вещи с "Титаника". Вот тарелка лежит, ее подсасывают и аккуратненько кладут в бункер", – поясняет механик-гидравлик Вячеслав Кушников.

Пока команда готовит аппараты к погружению, группе исследователей нужно пройти несколько обязательных процедур.

Команду "России 24" уже ознакомили с инструкцией по технике безопасности, и сейчас они должны расписаться, что все усвоили и сами несут ответственность за свои жизни.

Обязательно и посещение медицинского кабинета. При погружении в глубоководных обитаемых аппаратах никаких особых перегрузок человек не испытывает, однако проверить давление на всякий случай все равно надо.

Если собственный организм сомнений не вызывает, то страх за работу техники пусть небольшой, но есть всегда. Тем более на глубине, где от человека уже мало что зависит.

Чтобы убедиться, что даже в случае нештатных ситуаций всегда есть возможность всплыть, корреспондент "России 24" обращается к инженеру, который все время технически поддерживает аппараты в форме.

"Тут очень много степеней защиты, – успокаивает ведущий инженер Ольга Устинова. – В крайнем случае, можно сбросить аккумуляторные боксы".

В этом случае, по словам Устиновой, аппарат поднимется вверх, но боксов не будет. "А они очень дорогие, поэтому считайте, что аппаратов тоже не будет", – разъясняет инженер.

Конечно, под такой толщей воды (а самая глубокая точка Байкала – 1642 метра) на аппарат оказывается очень сильное давление. И есть наглядный способ это продемонстрировать.

Небольшой эксперимент: исследователи взяли стаканчики, подписали и прикрепили их на внешнюю сторону "Миров". С ними они спустятся вниз. Что же станет с этими стаканчиками, станет известно после всплытия.

Перед погружением экипаж по традиции фотографируется. В центре – командир аппарата Виктор Нищета. Он пилотирует "Миры" с момента их создания.

И спуск, и подъем "Мира" – процессы очень сложные. Но действия команды поражают своей слаженностью. Каждое движение отработано до мелочей. Учитываются и ветер, и волна, и инерция: все-таки аппарат весит почти 20 тонн. "Мир" перемещают с баржи в воду при помощи специального крана.

Ну вот, все готово. Съемочная группа "России 24" поднимается на борт глубоководного аппарата "Мир-1". Именно на нем предстоит погрузиться на дно озера Байкал.

В аппарате запрещено находиться в обуви, поэтому перед тем, как спуститься внутрь, надо разуться и оставить ботинки в специальном контейнере.

И вот люк задраен, "Мир" поднимают, затем опускают в воду. Из иллюминатора можно наблюдать за началом погружения. Первые несколько метров спуска поражает цвет воды, благодаря яркому солнцу он – абсолютно бирюзовый. Однако спустя 7-10 минут возникает ощущение, что наступила ночь. Чем ниже спускается аппарат, тем темнее за бортом.

Запас кислорода в "Мирах" рассчитан на 10 часов работы экипажа из трех человек плюс резерв на трое суток для аварийной ситуации.
Аппарат погружается со скоростью 17 метров в минуту за счет заполнения водой балластных цистерн. Пилот Виктор Нищета контролирует ситуацию. Он постоянно проверяет показатели датчиков и записывает их в журнал.

И вот аппарат преодолевает отметку в 500 метров. Возникает странное чувство: абсолютное спокойствие и умиротворение.

Надо отметить, что на борту "Миров" всегда есть тёплая одежда. Дело в том, что когда только садишься в аппарат, температура вполне комфортная – градусов 25. Однако под водой корпус остывает и образуется конденсат. Становится достаточно прохладно – градусов 15.

Метров за сто до дна командир включает прожекторы и через иллюминаторы можно разглядеть суп из планктона, а также множество маленьких обитателей озера. И вот – долгожданный момент: "Мир" опустился на дно.

Сначала видно не очень хорошо видно, потому что двигатель поднял облако ила. Но потом, пройдя по курсу метро 50, "Мир" вышел из этого облака, и перед исследователями открылась вся красота подводного мира.

Пилот Виктор Нищета рассказывает, что, например, эта прозрачная рыба называется голомянка. Байкальский эндемик, который встречается только здесь, – рыба не промысловая, потому что водится не стаями, а поодиночке.

Разглядывая местных обитателей, команда "Мира" продолжает двигаться по курсу, заданному с баржи. Все внимание – на приборы. Вот и маленький рекорд: аппарат дошел до глубины 907 метров. Однако карта этого места даёт совсем другие значения, о чем срочно сообщается наверх.

"Открыли новые места на карте", – рапортуют исследователи. Там, где на карте была обозначена глубина в 400-500 метров, "Мир" спустился на 900.

Дно Байкала очень неровное. Ученые говорят, что донный ил в некоторых местах достигает 7 километров. Но это, конечно, скрыто от человеческого глаза. А вот скалу, которая вырастает перед аппаратом, не заметить нельзя. Она возвышается метров на 100.

Сначала кажется, что это гранит, но на поверку оказывается: всего лишь известняк. С помощью манипулятора "Мир" пытается взять со дна небольшой камень, но он рассыпается на глазах.

Над манипулятором установлена камера. Сигнал от нее поступает на монитор. На экране очень хорошо видно, когда берут какие-то пробы и образцы.

Часа через полтора после погружения начинаешь ощущать, что все тело затекает. Внутри аппарата достаточно тесно – он всего 2 метра в диаметре. И, конечно же, такое маленькое пространство ограничивает движения до минимума.

Располагаться в глубоководном аппарате "Мир" удобнее всего в положении лежа – на этом самом месте лежал и Владимир Путин, когда опускался на дно озера Байкал год назад.

Вообще за время работы экспедиции на Байкале было совершено более 100 погружений. Основная задача: сбор информации об озере.

Важной составляющей является исследование запасов газогидратов. Это кристаллические соединения, которые при определенных условиях образуются из воды и газа. Их рассматривают как альтернативный источник топлива.

Еще одним важным объектом исследования являются места естественного выхода нефти. Их уникальность в том, что это – своеобразный оазис. Нефть не то что не загрязняет воду, а даже наоборот. Живые организмы концентрируются в районе выбросов и питаются ею. В результате подводная жизнь здесь гораздо богаче, чем в других местах.

И вот получен сигнал сверху, что пора всплывать. Подводное путешествие подходит к концу. Чтобы добраться наверх, аппарату потребовалось ровно 50 минут. Однако на отметке 1 метр движение "Мира" затормозилось.

Оказалось, наверху был небольшой шторм, и команде пришлось ждать, пока правильно, под углом, поставят баржу, чтобы она могла принять людей на борт. Подходят катера, а исследователям надо "продуться": сжатым воздухом выдуть воду из цистерны главного балласта, чтобы аппарат смог вынырнуть.

После 4,5 часов, проведенных под водой, яркое солнце бьет в глаза. Через иллюминатор видно, как к "Миру" подходит катер. Водолаз должен подцепить аппарат, чтобы отбуксировать его к барже. Дорога к "Метрополии" – самая неприятная часть всего путешествия: волны так раскачивают аппарат, что удержаться на месте достаточно трудно. Да и вестибулярный аппарат доставляет неприятные моменты.

За время погружения давление в аппарате немного снизилось, поэтому для открытия люка Виктору Нищете приходится приложить немалые усилия.

Но вот люк открыт. На поверхности команду встречают овациями и громкими криками: "Россия! "Россия 24", ура!". Участники экспедиции признаются: "Приятно вернуться на землю".

После погружения, так же, как и перед ним, экипажи обязательно фотографируются. Ну и, конечно, выпивают по глотку шампанского. Тоже традиция. Но, несмотря на торжественный момент, самое время вспомнить про эксперимент со стаканчиками, на которых написано: "Россия 24 на "Мирах".

Исследователи сравнивают, как они выглядели до погружения и как выглядят сейчас. А еще признаются, что в голове – полный сумбур, потому что эмоции зашкаливают. Но, как говорят те, кто когда-то погружался, осознание содеянного придет немного позже.