Тема:

Продажи iPhone 4 в России 13 лет назад

Судьба iPhone 4 в России зависит от мнения соседей

Дальше √ больше. Счастливые обладатели нового аппарата обнаружили непонятное желтое пятно на экране
Через два дня после того, как авторитетный американский интернет-журнал для пользователей Consumer Reports опубликовал критическую статью по поводу работы нового iPhone 4G, акции компании Apple рухнули на 10 процентов.

Через два дня после того, как авторитетный американский интернет-журнал для пользователей Consumer Reports опубликовал критическую статью по поводу работы нового iPhone 4G, акции компании Apple рухнули на 10 процентов. Журнал этот издается некоммерческой организацией Consumers Union и публикует обзоры различных товаров и услуг. Причем репутация издания - безупречна. По принципиальным соображениям журнал не размещает ни одной статьи на правах рекламы, и все образцы для тестов приобретаются за собственные средства организации. Судя по тому, как отреагировали рынки на публикацию результатов тестов iPhone, мнение экспертов журнала - на вес золота. Есть ли в России столь мощные рычаги влияния на общественное мнение? Выясняла корреспондент радио "Вести ФМ" Людмила Шаулина.

Шаулина: Если взять iPhone 4 в левую руку, сигнал пропадет. Такую "особенность" нового смартфона исследовали в лаборатории Consumers Union, результаты они опубликовали в своем интернет-журнале. Тогда же заговорили о возможном отзыве iPhone и вероятных при этом убытках Apple в полтора миллиарда долларов. Статья, размещенная 12 июля, называлась "Почему Consumer Reports не рекомендует покупать iPhone 4G". К 14 июля в Америке при росте индекса NASDAQ на 2 процента акции Apple рухнули на 10. В России с доверием к средствам массовой информации картина двоякая, считает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов. Но именно из СМИ потребители черпают всю необходимую информацию:

Смирнов: Российское население склонно доверять абсолютно всему. Другое дело – важно, кто вещает, кто пишет.

Шаулина: По силе воздействия на мнение потребителей техники в нашей стране на первом месте - всемирная сеть, уверен независимый эксперт по Интернету, технике и интернет-технологиям Михаил Генин:

Генин: Есть достаточно ограниченный круг влиятельных изданий, в первую очередь, интернет-изданий, которые своими публикациями могли так или иначе повлиять на продажи каких-то телефонов или вызвать резкую реакцию штаб-квартир известных компаний. Были случаи с Nokia, были прецеденты с Apple. Такая возможность есть. В первую очередь, это Mobile Review Эльдара Муртазина. Всемирно известный ресурс. Вот у Mobile Review такие случаи были.

Шаулина: Сам Эльдар Муртазин в силу Интернета, как впрочем, и печатных изданий, не верит. Эксперт считает, что общественное мнение должно формировать само общество, причем не словом, но делом:

Муртазин: В России существуют институт обществ защиты прав потребителей и они фактически не влияют на ситуацию. Если есть некие бракованные товары, отзывов товара с российского рынка не происходит. Производители фактически не реагируют на критику в СМИ. Для того чтобы производители реагировали, угроза для них должна быть достаточно значимой. Под угрозой понимается коллективный иск от неопределенного круга лиц для возмещения ущерба. В нашей практике, в России, таких исков нет.

Шаулина: Производители с общественным мнением все-таки стараются дружить. Представитель Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов придерживается правила: плохое мнение - тоже мнение:

Гуськов: Такие публикации, конечно, наносят имиджевый урон, но нельзя сказать, что они очень сильно снижают продажи. Если люди знают, что эта техника хорошая, если о ней много хороших отзывов от самих потребителей, то конечно, продажи не рухнут и компания не закроется. Надо бояться не публикаций, нужно бояться того, что компания делает какие-то неправильные шаги в целом. Если о вас выходит много негативных статей, то, наверное, что-то не в порядке с вами.

Шаулина: Экспертное мнение в публикациях на потребителя все-таки способно повлиять, правда, и сила воздействия должна быть немаленькой. По данным исследований, которые приводит Михаил Генин, к мнению экспертов наши люди прислушиваются почти так же, как к мнению соседей:

Генин: Оказывалось, что мнение экспертов, журнальных, интернет- и так далее, находится на втором месте по степени важности для человека, совершающего выбор. На первом месте - мнение знакомых, а на втором - мнение экспертов. Одно издание не способно совсем уж обрушить рынок, а если они все вместе ополчатся на какую-нибудь модель, то, конечно, это серьезно подорвет ее позиции.

Шаулина: На кого действительно способна влиять та или иная статья - так это на биржевых трейдеров. Чтобы изменить стоимость акций, уверен управляющий партнер компании "2К- аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский, одной статьи в экспертном издании достаточно и в России:

Андриевский: Появление актуальной информации для инвесторов оказывает существенное влияние на принятие ими решения - держать или продавать ценные бумаги. Это совершенно очевидно. В российской действительности реакция на заявления происходит с такой же скоростью, как и на европейских рынках. Российские инвесторы прошли несколько кризисов и знают, что несвоевременная реакция на негативную информацию грозит крупными денежными потерями.

Шаулина: Круг изданий, обладающих авторитетом в нашей стране, по мнению эксперта, весьма невелик:

Андриевский: В России сегодня это 4 издания, если говорить об изданиях на бумаге. Лидирующее положение у "Ведомостей". Второе - это "Коммерсант", третье - РБК, четвертое - это уже второй эшелон финансовой информации – "Известия" и так далее.

Шаулина: Однако, как отмечают эксперты, на первом месте по силе воздействия на умы - было и остается телевидение. Охват аудитории печатных и интернет-изданий с возможностями эфирных СМИ, в том числе и телевидения - несравним. Кстати, Apple и раньше страдал от общественного мнения. Выход планшетного компьютера iPad сопровождался падением акций более чем на 4%, тогда их цена упала ниже стратегической отметки в 200 долларов за акцию.