Чехов на языке танца

Испанский хореограф Начо Дуато завершает IX Международный театральный фестиваль имени Чехова.

Буквы складываются в слова, слова – в предложения. Сильные, гибкие, скользящие. Так текст Антона Павловича Чехова звучит на языке танца. Движения – как скрип пера по бумаге, как чернила, как шорох переворачивающихся страниц: абстрактный балет испанца Начо Дуато воплощает сам дух Чехова. Его отношение к жизни и к человеку – такому маленькому, заброшенному посреди огромного мира.

"Мы уже смотрели столько спектаклей по пьесам Чехова, столько постановок по его рассказам. Я хотел сделать что-то абсолютно другое. Я хотел передать мое личное впечатление от этого человека, которым я восхищаюсь, который много выстрадал. Он очень чувствительный и в то же время сдержанный", – рассказал испанских хореограф. .

Постановки Начо Дуато – в репертуаре лучших театров Европы, Америки и Австралии. В Испании, где, как исторически сложилось, не было балетных традиций, он буквально заново создал этот вид искусства. После учебы за границей у знаменитых Иржи Килиана и Мориса Бежара Начо Дуато вернулся в Мадрид. Там в 1990 году он возглавил Национальный театр танца, и теперь эта труппа – одна из самых востребованных и высокооплачиваемых в мире.

В России имя Начо Дуато было мало известно. Впервые оно зазвучало у нас лишь в прошлом году со сцены Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в ярком и светлом балете "Na Floresta", где воспевался нетронутый тропический лес. В нынешнем – "Бесконечный сад" – отчетливо слышны удары топора.

Хореограф Начо Дуато рассказал: "Это не очень жизнерадостный балет. Это темная, мрачная постановка, очень медленная, очень отдаленная от зрителя. Она не развлекает – она призывает зрителя задуматься".

Название балета "Бесконечный сад" к пьесе "Вишневый сад" отношения не имеет. Как пояснил хореограф, современник Антона Чехова Артур Шницлер назвал человеческую душу "пространной землей", и именно эту землю Чехов возделывал всю свою жизнь с заботой садовника.

Начо Дуато закрывает Чеховский фестиваль двумя постановками – в Театре имени Моссовета и в Большом. Вторая будет посвящена уже другому классику – Баху, и ее московские зрители увидят уже через несколько дней.

После завершения гастролей Начо Дуато и Национальный театр танца Испании вернутся домой и… попрощаются друг с другом: хореограф покидает труппу, которой он руководил 20 лет. Его балеты продолжат идти на ведущих мировых площадках, но вот с каким коллективом Дуато будет воплощать свои новые замыслы, пока неизвестно. Впрочем, без работы лучший балетмейстер Испании уж точно не останется.