Скончался самый известный коммунист Латинской Америки

Печальная новость пришла из Чили. На 94-м году жизни скончался Луис Корвалан – бывший генеральный секретарь чилийской компартии, один из самых идейных коммунистов ХХ века. Он прожил долгую и непростую жизнь, похожую на остросюжетный детектив.

Печальная новость пришла из Чили. На 94-м году жизни скончался Луис Корвалан – бывший генеральный секретарь чилийской компартии, один из самых идейных коммунистов ХХ века. Он прожил долгую и непростую жизнь, похожую на остросюжетный детектив.

Он умер утром в своем доме в Сантьяго. В доме, где прожил последние годы. Писал статьи, работал в ячейке компартии. О нем начали понемногу забывать. В том смысле, что вспоминали все реже и, как правило, к юбилеям. Но когда вспоминали, то по-прежнему представляли как "легенду чилийской революции". Отдавали дань возрасту. Он же всякий раз повторял, что ни на секунду не усомнился: есть только одна цель, к которой надо стремиться.

"Коммунизм – та цель, к которой я стремился всю свою жизнь, – наступит. Падение Советского Союза стало огромным ударом для нашего дела, но флаг социализма и коммунизма поднят! Человечество должно идти к новому обществу", – заявил в 2006 году Луис Корвалан.

Он очень хотел пережить Пиночета, борьба с которым долгие годы определяла жизнь Корвалана.

В 1973 году в Чили произошел военный переворот. Убит чилийский президент-коммунист Альенде. В концлагерь превращен стадион Сантьяго-де-Чили. Корвалан арестован. У власти – Аугусто Пиночет (он умрет в 2006 году).

Неизвестно, что было бы дальше, если бы Генри Киссинджер и Юрий Андропов не договорились о том, о чем потом слагали частушки: "обменяли хулигана на Луиса Корвалана". Под хулиганом подразумевался диссидент Владимир Буковский. Операцию готовила группа "Альфа". Корвалан все понял только в самолете.

"Произнес тост, за него выпили в самолете. И в таком состоянии продолжался наш полет", – вспоминает Роберт Ивон, ветеран группы "Альфа".

Потом Корвалан несколько лет проживет в Москве, на прогулки будет ходить в пончо и непременно в сопровождении переводчицы. Но приходилось менять квартиры в целях конспирации. Соседи быстро узнавали, кто живет рядом с ними.

"Встретил очень много своих друзей – это и журналисты, и дипломаты, и партийные работники", – вспоминает писатель и журналист Генрих Боровик, сосед Луиса Корвалана в Москве.

В Советском Союзе в те годы была мода на Корвалана. О нем рассказывают школьникам, его принимает генсек КПСС Леонид Ильич Брежнев. О зверствах хунты Пиночета снимают кино. Луис Корвалан выступает на советской радиостанции "Слушай, Чили" и даже руководит чилийским подпольем из Москвы.

"Корвалана любила вся страна. Это был искренний и правдивый человек. Его внешний вид говорил, что это человек из народа и защищает интересы народа. Невысокого роста, говорил убежденно, красиво", – рассказывает Игорь Кудрин, обозреватель радиостанции "Голос России".

Корвалан хотел вернуться в Чили. КГБ для него разрабатывает спецоперацию "Доминго". Все начинается с изменения внешности.

"Хирург изменил мне нос и глаза, кожу растянули. Все это контролировалось компьютерами, которые тогда уже появились", – вспоминал Луис Корвалан.

От длинного носа с горбинкой не осталось и следа, исчезли мешки под глазами. По документам он стал преподавателем из Колумбии Луисом Артуро Пересом. Нелегально он вернулся в Чили в 1983, легально – в 1989 году.

Спустя годы он скажет, что, живя в Москве, не понимал, как губителен застой. Он не поймет и не примет горбачевскую "перестройку". Он переживет Пиночета, но не дождется коммунизма в Чили. У него будет пенсия в 500 американских долларов. Их не будет хватать, но он никогда не откажется от своих взглядов и от своей любви к Москве. Его скромный дом на окраине чилийской столицы будет заставлен русскими книгами и матрешками.