11 томов расследования катастрофы самолета Качиньского переданы Польше

11 томов расследования катастрофы самолета Качиньского переданы Польше

Россия передала Польше материалы расследования апрельской авиакатастрофы под Смоленском, в которой погиб польский президент и практически всё руководство страны. Всего передано 11 томов, в которых и свидетельские показания, и результаты судмедэкспертиз, и протоколы осмотра места крушения. Всё это теперь будут изучать в Польше, и уже появилась информация, что в ходе расследования могут появиться и виновные в катастрофе.

Если бы российская прокуратура придирчиво следовала букве международного права, то, конечно, передача документов произошла бы не сейчас, а значительно позже. Но это с самого начала был особый случай, и потому все документы подготовили максимально быстро. В одиннадцати томах - результаты работы российских следователей за те пять месяцев, что прошли с момента катастрофы польского "борта №1" под Смоленском.

Конечно, это не всё, будут передавать ещё, в течение месяца. Но всё же в 11 томах собран основной массив информации, который позволяет более детально восстановить картину того, что же произошло 10 апреля на аэродроме Северный.

"В настоящее время мы передаем копии протоколов допроса свидетелей, протоколы осмотра места происшествия с привязкой к месту происшествия, фототаблицы, предметы и документы, изъятые в ходе осмотра места происшествия", - пояснил заместитель генерального прокурора России Александр Звягинцев.

Сотрудники прокуратуры и Следственного комитета начали работу по этому делу с первых часов, после крушения самолёта польского президента. И потом, всякий раз, когда у польской стороны возникали дополнительные вопросы, сотрудники Следственного комитета при прокурате, сами или вместе с польскими коллегами снова и снова осматривали место происшествия, искали возможно не замеченные прежде детали.

10 апреля Ту-154М польского президента в условиях плохой видимости подлетал к Смоленску. На борту помимо Леха Качиньского находились высшие военные руководители Речи Посполитой, депутаты, министры. До сих пор не ясно, почему пилот решил рискнуть и посадить самолет, но известно, что в кабине были посторонние люди, а лётчик проигнорировал сообщения системы о том, что земля уже близко и нужно срочно набирать высоту. В итоге самолёт зацепил дерево и развалился на части.

В этом деле Межгосударственный авиационный комитет проводил свою часть работы: изучал записи чёрных ящиков, технические показатели, проверял работу навигационного оборудования. А у следователей были свои задачи - опрос свидетелей, сотрудников милиции, и спасателей, которые первыми прибыли на место трагедии. Нашли даже человека, который сделал запись на камеру мобильного телефона в первые минуты, когда ещё машины пожарных не подъехали. Показания этого человека теперь тоже приобщены к делу.

"Нам удалось установить очевидца происшествия, который на мобильный телефон записал видеоролик происшествия, в частности, видеозапись подтверждает горение фрагментов самолета", - рассказывает Александр Звягинцев.

Главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский сказал сегодня, что работу российских коллег он оценивает высоко. И собранным материалам польские следователи полностью доверяют. Наша главная цель, сказал Парульский, докопаться до истины. И он добавил: не исключено, что в уголовном деле могут появиться фигуранты. То есть, иными словами, люди, персонально ответственные за крушение лайнера. А вопрос подготовки экипажа, его комплектации с самого начала вызвал много вопросов у специалистов и в Москве, и в Варшаве.

Все 11 томов дела, уже сегодня окажутся в Польше. И с ними начнут работать, надо полагать, уже завтра.

Сегодня