"Специальный репортаж": ВДВ России. Сохраняя традиции

Каждые манёвры, учения, особенно на пике военных реформ, несут в себе что-то новое: испытание образцов вооружения, элементов тактики и так далее. Во всяком случае, мы так думаем и всегда ждём этого. Последние крупные учения десантников совсем недавно прошли под Иваново, Костромой и Ярославлем.

Каждые манёвры, учения, особенно на пике военных реформ, несут в себе что-то новое: испытание образцов вооружения, элементов тактики и так далее. Во всяком случае, мы так думаем и всегда ждём этого. Последние крупные учения воздушно-десантных войск совсем недавно прошли под Иваново, Костромой и Ярославлем. Руководил командующий войсками, генерал Владимир Шаманов.

"Тот, кто попытается плохо думать о России, будет иметь дело с ВДВ", – грозит генерал. А вот и те самые ВДВ. Точнее, ярчайший их представитель – Валерий Гордеев. Контрактник. Водитель-ас. Он готовит молодых специалистов.

"Вот моя ласточка. Стоит в стойле. Ездила. Плавала. Вот приехала недавно с вождения, грязненькая. Ничего, обслужим её, сделаем. Будем дальше на ней ездить", – показывает он свою БМД.

Элемент учений: батальон готовится к форсированию водной преграды. Механики-водители имитируют свои действия в пешем строю. Руководит комбат Александр Корнев. Сначала предстоит переправиться через учебное озеро, на полигоне. Форсирование началось. Командир батальона переживает на берегу. Новички за рычагами управления нервничают, для них это серьезное испытание – несколько машин глохнут прямо в воде. Их удачно эвакуируют.

"Самое главное – не паниковать, а если конечно будет тонуть машина, сразу не надо вылезать. Когда люди закрыты, вода наберется и воздух маленько останется, вытаскиваешь триплекс для плавания, открываешь десантный люк, вытаскиваешь триплекс. Выплывешь, выйдешь и все", – рассказывает водитель.

В манёврах участвуют молодые солдаты. Их военный стаж – всего полгода. В том числе тех, кто управляет боевыми машинами десанта. Раньше все водители были контрактниками.

"Сейчас срочную службу многие проходят здесь. Ну за год, я считаю, здесь нечему научиться. Ни на танке, ни стрелять, думаю, толком ничего не поймешь, – говорит старший механик-водитель Александр Толмачёв. – Вот парни приходят некоторые – трактористы, или еще кто-нибудь, они быстро схватывают, а некоторые бывают такие, что и за год не понимают, как ехать на ней".

Подготовка к большой переправе. Впереди – форсирование Волги. Водитель-контрактник Александр Толмачёв объясняет: все отверстия, все трещинки нужно замазать, чтоб вода не сочилась.

Таких масштабных переправ в истории Российской армии ещё не было. По реке, среди боевых машин, в волнах, снуют десантники-разведчики, на скоростных гидроциклах. Стиль Шаманова. Командующий применяет всё новое, плюс опыт зарубежных коллег. Не боится экспериментировать. И приучает к этому своих солдат.

"У нас всегда главным богатством был солдат. У хорошего солдата всегда найдется нормальный командир. Поэтому мы будем поощрять максимально солдат. Я уже дал команду, чтобы мы поощрили 36 механиков водителей", – говорит командующий ВДВ.

Для учений подготовлен огромный палаточный городок. Идеальный порядок. Всё по струнке, всё покрашено, дорожки отсыпаны песком. Четыре тысячи участников – рекорд для ВДВ. Контрактники помогают следить за дисциплиной. Молодым солдатам – особое внимание.

"Я думаю, ничего нет хорошего в спиртных напитках или еще в чем-нибудь. Лучше пускай идут в парк, следят за своей машиной, если силы много – пускай работают", – говорит Толмачев.

Тактика в поле – ещё один важный элемент. Десантник ведь только пять минут орёл, пока в небе, остальное время – вол, пашет на земле.

И, наконец, самое эффектное: десантирование. В небе молодые солдаты. Совершают прыжки не просто с вертолёта или с Ан-2, а с больших самолётов. Шаманов волнуется: это сложно и опасно.

"Шесть схождений я вот сам лично насчитал. Опасно с ними прыгать, я вот боюся. А вот с контрактниками, когда раньше служили, ему скажешь: держись маленько от меня, я от него подержуся, и прыгали все равно более-менее", – отмечает Валерий Гордеев.

Схождение парашютистов в воздухе – это когда один десантник опускается на купол другого. Ситуация опасная для жизни. Выйти из неё могут только подготовленные, хладнокровные люди.

Новая машина, БМД-4. Полевые испытания, в боевых порядках. Экипаж и здесь же инженеры с завода. Снимают показания – как себя ведут механизмы после десантирования и форсирования реки.

"Можно хныкать, можно жаловаться, можно сваливать на всяческие причины, но можно, сохраняя традиции, и опираясь на стержень под названием "боевая подготовка", профессионально делать свое дело – и делать его хорошо", – уверен Шаманов.

Военная реформа еще не закончилась. Впереди важные этапы – перевооружение, воспитание современных кадров, достойное соцобеспечение. Но ни одни новации невозможно внедрить в жизнь без вот такой проверки на полигоне.


Учения неординарные. Во-первых, масштаб: 21 большой транспортный самолёт бросает десант. Такого у нас никогда не было. 90 боевых машин форсируют водные преграды – тоже для России впервые. Во-вторых, сами задачи поменялись. Последние двадцать лет десантники с террористами готовились воевать, а тут занялись своим делом. Захватом плацдармов, территорий, объектов в тылу врага.