Плёс стремится стать русской Швейцарией

В минувшие выходные в городе Плёс Ивановской области прошел третий Левитановский фестиваль классической музыки. В этом году он был приурочен сразу к нескольким юбилеям. Плёс отмечает свое 600-летие и 150-летие со дня рождения главного художника этих мест Исаака Левитана.

В минувшие выходные в городе Плёс Ивановской области прошел третий Левитановский фестиваль классической музыки. В этом году он был приурочен сразу к нескольким юбилеям. Плёс отмечает свое 600-летие и 150-летие со дня рождения главного художника этих мест Исаака Левитана. А еще в Плёсе решил подготовиться к своему 55-летию композитор и бывший музыкальный руководитель Большого театра Леонид Десятников. Саму дату он собирается отметить в середине октября, но уже начал принимать поздравления. На посвященном Десятникову концерте-закрытии фестиваля в городе Плёс побывал корреспондент радио "Вести ФМ" Павел Гайков.

Гайков: Внутри главной концертной площадки городка Плёс - Дачного театра имени Шаляпина - когда-то текли реки крови. Раньше здесь были скотойбойни, теперь 200-летние стены выбелили и оснастили модерновым интерьером, так что помещение стало больше напоминать столичный Винзавод. Зал небольшой, всего на сто мест, зато, как рассказывает президент фестиваля и по совместительству мэр Плёса Алексей Шевцов, сюда, чтобы послушать классическую музыку, съезжается самая элитная публика из Москвы, Петербурга, Иванова и Костромы.

Шевцов: Плёс старается быть таким же качественным, уютным, как и его многочисленные маленькие европейские собратья. И Левитановский фестиваль - это одно из градообразующих предприятий, это тяга к высокому, к качественному. Наши друзья-конкуренты практикуют Фестиваль мыши, Праздник огурца, то мы вот так замахиваемся чуть выше и дальше.

Гайков: Плёс, самый маленький городок на маршруте золотого кольца, знаменит своими важными отдыхающими - в окрестностях на даче жил Шаляпин, сюда выезжал на натуру Левитан. Плёс он называл скучным и грязным местом, куда совершенно не нужно ездить, что, однако, не помешало Левитану написать здесь около 200 картин, включая знаменитую "Над вечным покоем". И изображенная на ней церковь сегодня все так же возносится над серой Волгой в обрамлении золотых берез. С недавних пор Плёс стал еще и центром классической музыки - сюда ездит выступать оперная труппа Большого вместе с ее руководителем Маквалой Касрашвили. На плёсской набережной можно встретить одного из известнейших современных композиторов Леонида Десятникова. Кроме него в попечительском совете фестиваля есть ещё Белла Ахмалдулина, Алексей Учитель, Алла Сигалова, крупные местные политики. О русской Швейцарии мечтает художественный руководитель фестиваля Алексей Гориболь.

Гориболь: На западе есть большое число таких вот фестивалей. Например, в Локенхаузене - это небольшая деревенька в тысячу, может, человек, но туда съезжается вся Вена. Что-то подобное мы хотим увидеть и здесь. Мне приятно, что за последние годы внешне Плёс мало изменился, картинка вся та же, но внутреннее его содержимое, инфраструктура теперь совершенно на западном уровне. Это действительно становится нашим Давосом.

Гайков: Несмотря на такой пафос, фестиваль все-таки остается мероприятием доступным. Билет на любой концерт стоит 300 рублей, но при желании можно заплатить и больше, так как концертные сборы уходят на благотворительность. После первого фестиваля в Плёсе отремонтировали колокольню, после второго - детское отделение областной больницы. В этом году собирали средства для пострадавших от пожаров. Получается такая вот отсылка к традициям русского меценатства и золотой эпохе Левитана и Шаляпина, которой грезит местный мэр.