Пилоты использовали один шанс из тысячи

Авиаторы говорят - да, если в баках будет минимум топлива, а за штурвалом - опытные летчики-испытатели
Многоопытный Сергей Талалаев увидел спасительную полосу заброшенного аэродрома. Это был шанс. Но этим шансом ещё нужно было суметь воспользоваться. Ведь предкрылки и закрылки не работали. Летели, как говорят лётчики, на чистом крыле.
Состояние оставшихся работающих агрегатов контролировал бортинженер Рафик Каримов. Авиагоризонт к тому времени тоже отказал, и чтобы определить положение самолёта в облаках, он применил дедовский способ - поставил перед пилотами стакан с водой.
В полосу они тогда попали, причём на скорости почти в полтора раза выше посадочной, и почти уложились в 1400 метров. За такую самоотверженную работу штурмана и бортинженера президент наградил Орденами Мужества.
Авиаторы говорят - да, если в баках будет минимум топлива, а за штурвалом - опытные летчики-испытатели
Многоопытный Сергей Талалаев увидел спасительную полосу заброшенного аэродрома. Это был шанс. Но этим шансом ещё нужно было суметь воспользоваться. Ведь предкрылки и закрылки не работали. Летели, как говорят лётчики, на чистом крыле.
Состояние оставшихся работающих агрегатов контролировал бортинженер Рафик Каримов. Авиагоризонт к тому времени тоже отказал, и чтобы определить положение самолёта в облаках, он применил дедовский способ - поставил перед пилотами стакан с водой.
В полосу они тогда попали, причём на скорости почти в полтора раза выше посадочной, и почти уложились в 1400 метров. За такую самоотверженную работу штурмана и бортинженера президент наградил Орденами Мужества.
Дмитрий Медведев наградил лётчиков самолета Ту-154М, которые в сентябре совершили экстремальную посадку на недействующем аэродроме в республике Коми и спасли жизнь 72 пассажирам. Согласно указу президента, двум членам экипажа присвоены звания Героев России. Остальные удостоены Орденов Мужества.

Сегодня Дмитрий Медведев наградил лётчиков самолета Ту-154М, которые в сентябре совершили экстремальную посадку на недействующем аэродроме в республике Коми и спасли жизнь более чем 70 пассажирам. Согласно указу президента, двум членам экипажа присвоены звания Героев России. Остальные удостоены Орденов Мужества. 7 сентября в самолёте на высоте 10 тысяч метров вышло из строя электрооборудование. Но лётчики посадили машину так, что не пострадал никто.

То, что сделали они тогда, 7 сентября, отныне будет вписано в историю мировой авиации и войдёт во все учебники по лётной практике. Пилоты хладнокровно посадили посреди тайги самолёт с отказавшим через три с половиной часа после взлёта электрооборудованием. Использовали один шанс из тысячи. Спасли экипаж, жизни ещё 72 пассажиров и даже сам самолёт.

Спустя два дня, когда президент вручал государственные награды в Кремле, он упомянул о подвиге гражданских пилотов. Тогда Дмитрий Медведев пообещал обязательно представить экипаж к наградам.

"Благодаря мужеству и геройству этих людей удалось совершить аварийную посадку в абсолютно неприспособленных условиях, в которых подобного рода происшествия обычно заканчиваются трагически. Они спасли пассажиров, пассажиры обратились ко мне с предложением наградить их", – рассказал Дмитрий Медведев.

Сегодня президент подписал указ о награждении всего экипажа. Это 9 человек. Как говорится в документе, "за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях" президент Медведев присвоил звание Героя Российской Федерации командиру пассажирского самолета Ту-154 Андрею Ламанову и Евгению Новосёлову.

Впрочем, сами пилоты признаются, что в первые сутки после удачной посадки им казалось, что всё это произошло не с ними. Понимание пришло только на второй день. Когда они все вместе провели детальный разбор полета.

"Да. Бортинженер нажал кнопку секундомера, который отсчитывает время. Время стало работать против нас. Быстро пришло решение, что нужно отмести всё, пробивать облачность, выходить только на визуальный полёт, подбирать аварийную площадку и садиться", – поясняет командир воздушного судна Андрей Ламанов.

- Спорили?
- Нет. Споров у нас не было абсолютно.

"Вдалеке была река, а река – это было наше спасение. В лётных училищах учат: если нужно место вынужденной посадки, значит, вдоль реки всегда ты найдёшь место. Даже если будут горы, ты можешь на реку сесть. Пускай будет она мелкая, глубокая, но река – это самое безопасное место", – добавляет командир Ту-154 Евгений Новосёлов.

Казалось бы, в таком экстренном режиме, когда расстояние до земли таяло на глазах, от штурмана уже мало что зависело, но именно штурман, многоопытный Сергей Талалаев увидел спасительную полосу заброшенного аэродрома.

"И штурман, как говорю, крутил головой на 180 градусов, говорит: "Ребята, полоса". И мы тоже посмотрели, да, промелькнуло что-то такое родное", – улыбается пилот Андрей Ламанов.

Но этим шансом ещё нужно было суметь воспользоваться. Ведь предкрылки и закрылки не работали. Летели, как говорят лётчики, на чистом крыле. И всё это время состояние оставшихся работающих агрегатов контролировал бортинженер Рафик Каримов. Авиагоризонт к тому времени тоже отказал, и чтобы определить положение самолёта в облаках, он применил дедовский способ – поставил перед пилотами стакан с водой.

В полосу они тогда попали, причём на скорости почти в полтора раза выше посадочной, и почти уложились в 1400 метров. За такую самоотверженную работу штурмана и бортинженера президент наградил Орденами Мужества. Как и, конечно же, всю бригаду бортпроводников. Ведь именно они отвечали в том числе за спокойствие пассажиров в том полёте.