В Москве открывается выставка, посвящённая 140-летию Ивана Бунина

Выставка, посвящённая 140-летию Ивана Бунина, открывается в Москве в филиале Государственного литературного музея. Она рассказывает о самых важных событиях в жизни и творчестве писателя. О том, как он был удостоен Нобелевской премии, почему уехал из страны и не вернулся, когда позвали обратно

Выставка, посвящённая 140-летию Ивана Бунина, открывается в Москве в филиале Государственного литературного музея. Она рассказывает о самых важных событиях в жизни и творчестве писателя. О том, как он был удостоен Нобелевской премии, почему уехал из страны и не вернулся, когда позвали обратно. Сотни фотографий, рукописи и редкие кадры кинохроники.

Персональная выставка посвящена 140-летию со дня рождения Нобелевского лауреата. "Декамерон" был написан во время чумы, "Темные аллеи" – во времена Сталина и Гитлера. В словах на сборнике любовных рассказов – вся суть выставки "Чаша жизни", она о трагическом слиянии судеб. Великого писателя и его страны. Фото революционных годов и очевидная драма в глазах Бунина. Под стеклом – первое издание знаменитых антибольшевистских "Окаянных дней".

"Это как хроника, понимаете? И как Бунин говорил, это для другого есть образы какие-то, а для меня каждый образ – это глаза, рот, нос, лицо, руки, выражение", – говорит Сергей Морозов, старший научный сотрудник института мировой литературы имени Горького РАН.

"Окаянные дни", в общем-то, стоившие Бунину гражданства, были написаны в форме дневника и не были закончены. Продолжение, как туманно объяснил автор, он упаковал в банку и зарыл под землей.

"Была даже такая идея, мы знали, где жил Бунин в Одессе, перерыть весь этот огород, может быть, мы найдем эту банку. Никто не рыл", – рассказывает Сергей Морозов, старший научный сотрудник института мировой литературы имени Горького РАН.

Четыре сотни документов. Парадокс: Бунина, последнего после Толстого русского классика, еще ни разу не чествовали персональной выставкой. Все время не складывалось. В год 100-летия отмечали 100-летие Ленина.

"110-летие Бунина совпало со 100-летием Блока, страна отмечала Блока, 125-летие совпало со 100-летием Есенина", – говорит Залиева Ольга,СНХ старший научный сотрудник отдела Государственного Литературного музея.

Выставка поделена на главы биографии. Документы о финале войны: в каждом выражено сочувствие народу. Есть и рассказ о публичном поклоне писателя молодым ветеранам на неком парижском званом вечере.

"И вот из довольно больших чинов встал, вероятно, узнав Бунина по фотографиям, и сказал: "Простите, я имею честь сидеть рядом с Нобелевским лауреатом Иваном Алексеевичем Буниным?". Тогда Бунин встал и сказал: "Нет, простите, это я имею честь сидеть рядом с русским офицером", – рассказывает Сергей Морозов, старший научный сотрудник института мировой литературы имени Горького РАН.

В указе о разрешении эмигрантам восстановить советское гражданство, подписанный Сталиным, Бунина упорно призывали вернуться. С ним, отказавшимся в итоге, встречался советский посол во Франции Симонов.

"Когда Симонов начал говорить, как хорошо в советской России, какими возможностями обладают писатели. Бунин, прикинувшись дурачком, начал его спрашивать: "Да-да, все знаю, а вы не подскажете, вот был у вас такой писатель Бабель, а куда он делся? Что-то ничего не слышно", – говорит Залиева Ольга, старший научный сотрудник отдела Государственного Литературного музея.

Отдельным залом на выставке – возможно, главное, и точно наиболее известное событие творческой жизни Ивана Бунина: вручение ему в 33-м году Нобелевской премии по литературе.