С борта Ил-76 впервые десантировали грузы на Южный полюс

Российские врачи и специалисты МЧС вернулись в Москву
Уникальную воздушную операцию выполнил в Антарктиде экипаж российского тяжелого транспортного самолета Ил-76ТД. Впервые с борта Ил-76ТД было произведено парашютное десантирование грузов в районе Южного полюса.

Уникальную воздушную операцию выполнил в Антарктиде экипаж российского тяжелого транспортного самолета Ил-76ТД. "В воскресенье самолет Ил-76ТД во главе с командиром экипажа заслуженным летчиком-испытателем Героем России Рубеном Есаяном впервые произвел парашютное десантирование грузов в районе Южного полюса нашей планеты", - сообщил заместитель гендиректора-генконструктора Авиакомплекса имени Ильюшина Николай Таликов.

Он отметил, что в общей сложности было десантировано 26 грузовых платформ, каждая массой 1200 кг. Выброска платформ осуществлялась с высоты примерно 500 м, на скорости 280-300 км/ч. Самолет взлетел с аэродрома станции "Новолазаревская", долетел до Южного полюса, сбросил грузы и вернулся на тот же аэродром. Всего он пролетел надо льдами Антарктиды порядка 7 тыс. км. Ориентироваться в полете экипажу помогала аппаратура ГЛОНАСС/GPS.

Летчики доставили топливо, необходимое для заправки небольших самолетов DC3, которые доставляют исследователей с российских антарктических станций "Восток" и "Новолазаревская" на Южный полюс. "В районе Южного полюса существует прекрасно оборудованная американская полярная станция "Амундсен-Скотт" со своим аэродромом. Американцы разрешают чужим небольшим самолетам там садиться, но топлива не дают. Поэтому было решено создать поблизости собственную базу обеспечения топливом", - сказал Таликов.

По его словам, базой будут пользоваться экспедиции Института Арктики и Антарктики. Следующий сброс грузов будет осуществлен на Южный полюс 23 ноября.

Он пояснил, что экипажи Ил-76 освоили методику сброса грузов на льды в середине 80-х годов. Тогда таким способом доставлялись топливо и продовольствие участникам советских арктических экспедиций "Северный полюс". "При этом обеспечивалась прекрасная сохранность грузов. Все имущество доставлялось без потерь", - сказал представитель Авиакомплекса имени Ильюшина.

В Антарктиде самолеты Ил-76 для десантирования грузов начали использовать с 2005 года. Таким способом снабжали всем необходимым российскую станцию "Восток". Теперь освоена и самая южная площадка шестого континента, сказал Таликов "Интерфаксу".

Он отметил, что воздушные экспедиции в Антарктиду организованы в инициативном порядке Институтом Арктики и Антарктики, Авиакомплексом имени Ильюшина и Государственным НИИ гражданской авиации. "К сожалению, государство не вкладывает в это дело ни копейки. И зря. Не секрет, что через энное количество времени будет раздел Антарктиды. А ведь там богатейшие запасы и нефти, и других природных ресурсов. Поэтому присутствие наше там обязательно должно быть", - подчеркнул Таликов.

По его словам, сегодня российские полярники для полетов в Антарктиде вынуждены использовать старые иностранные "дугласы" выпуска 40-х годов прошлого века. Российских самолетов, приспособленных к арктическим условиям, после списания Ил-14 в распоряжении полярников не осталось.

Самолеты Ил-76ТД начали летать в Антарктиду в 1986 году. Полет проходил по маршруту Москва - Ленинград - Ларнака (Кипр) - Джибути - Мапуту - "Молодежная" - "Новолазаревская" и обратно. В 1980 году завершилось строительство на станции "Молодежная" первого снежно-ледового аэродрома пригодного для приема тяжелых транспортных самолетов на колесных шасси. Плановые полеты самолетов Ил-18 и Ил-76 ТД из нашей страны в Антарктиду продолжались до 1991. Сокращение бюджетных возможностей России в конце прошлого века поставили и исследования в Антарктиде под угрозу потери всей созданной за многие годы инфраструктуры и полного прекращения национальных исследований в Антарктиде.

Полеты самолетов Ил-76ТД в Антарктиду возобновились с 2001 года. В 2005 году впервые был выполнен эксперимент по доставке грузов парашютным способом на внутриконтинентальную станцию "Восток". На весьма ограниченную площадку десантирования, находящуюся вблизи станции да еще на высоте 3488 м над уровнем моря доставлены платформы ПГС-1000Р с топливом и продовольствием. Доставленный авиакеросин позволил организовать регулярные полеты самолета ВТ-67 "Бастлер" на лыжном шасси между российскими станциями "Беллинсгаузен", "Новолазаревская", "Прогресс" и "Восток".
5 января 2008 года самолет Ил-76ТД (командир экипажа Р.Есаян) выполнил посадку на аэродроме норвежской антарктической станции "Тролл", тем самым, доведя количество антарктических аэродромов, способных принять самолет Ил-76ТД, до пяти: "Молодежная", "Новолазаревская", "Марч" ("Беллинсгаузен"), аэродром на ледовом плато Пэтриот Хиллз (работающий, в основном, как перевалочная база для, ставших уже привычным явлением, антарктических туристов) и "Тролл".