Полёт в точку Лагранжа

В эти дни, когда программа многоразовых шаттлов уходит в прошлое, за океаном обсуждаются проекты будущего. Россия, США и Япония планируют пилотируемый полет в точку Лагранжа-2 – она находится на обратной, невидимой стороне Луны.

В эти дни, когда программа многоразовых шаттлов уходит в прошлое, за океаном обсуждаются проекты будущего. Россия, США и Япония планируют пилотируемый полет в точку Лагранжа-2 – она находится на обратной, невидимой стороне Луны. Космический корабль в этой точке будет удерживаться притяжением Земли и Луны и двигаться синхронно со спутником.

Снимок на долгую память – так близко американский шаттл не увидишь нигде в мире. Он не стал героем фильмов, о нем не писали газеты. Челнок "Энтерпрайз" совершил 20 полетов, но ни разу не был в космосе. Это самый первый, экспериментальный шаттл, на нем отрабатывали системы посадки. Теперь он – экспонат Смитсоновского музея авиации в Вашингтоне, самого посещаемого на планете.

"Недавно НАСА проводила испытания, они забрали у нас несколько плиток обшивки и сделали тесты, чтобы понять, что же случилось с "Колумбией", когда та погибла. Вот, на створках шасси видно те плитки", – рассказывает специалист музея по связям с общественностью Фрэнк Макнэлли.

Музейные стенды здесь – не просто пыльный экспонат за стеклянной витриной: многое можно послушать, посмотреть, опробовать.

Вот так запросто любой школьник может почувствовать себя руководителем полета шаттла. Страсть к познанию Вселенной здесь воспитывают с пеленок. России, где в школьной программе не нашлось места астрономии, есть чему поучиться.

"Астрономия – это наука о Земле и мире. Человек даже не представляет, где он живет, что у него за Земля, где она движется, что такое Вселенная. Современные школьники ничего этого не представляют", – с сожалением говорит руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.

В эти дни, когда программа многоразовых шаттлов уходит в прошлое, за океаном обсуждаются проекты будущего. Россия, США и Япония планируют пилотируемый полет в точку Лагранжа-2 – она находится на обратной, невидимой стороне Луны. Космический корабль в этой точке будет удерживаться притяжением Земли и Луны и двигаться синхронно со спутником.

"Ученые считают и промышленность, что это очень перспективная программа, она даст возможность осуществлять полеты человека будущего к астероидам, другим планетам на базе полетов в эту точку стояния возле Луны", – рассказывает Анатолий Перминов.

Отправной точкой для совместных проектов покорения космоса стала столица Соединенных Штатов. В Вашингтоне на юбилейном саммите Международной академии астронавтики собрались главы космических агентств 26 стран.

"Это день, когда 50 лет назад две нации в условиях "холодной войны" в противовес друг другу решили ввязаться в гонку покорения космоса. И в этот же день спустя годы мы, 30 стран вовлечены в эту же гонку, но уже вместе", – восхищен руководитель Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) Чарльз Болден.

Слова "кооперация" и "координация" здесь звучали едва ли не в каждом предложении. И если до экономического кризиса это были лишь надежды на сотрудничество, то сейчас совместные усилия стали приносить плоды. Инициативу российских ученых – создание системы мониторинга глобальных явлений – поддержали в декларации саммита.

"Высказано мнение, и оно подписано, что доводить космическую информацию, саму систему предупреждения организовать для тех стран, которые не владеют космической информацией. Причем давать ее на основе систем дистанционного зондирования Земли бесплатно", – Анатолий Перминов

Борьба с изменением климата и стихийными бедствиями, беспилотные и пилотируемы программы – по каждому пункту намечен план совместной работы на грядущий год и десятилетия вперед. Ближайшая глобальная цель, которую вряд ли достигнет какая-либо страна в одиночку, – полет на Марс.