Польша продолжает жить катастрофой под Смоленском

Польская комиссия представит промежуточный доклад по итогам следствия до конца января. Об этом заявил председатель комиссии – глава МВД Польши Ежи Миллер. В ближайшие часы ожидается заявление премьер-министра Польши Дональда Туска. Подробности - у корреспондента радио "Вести ФМ" Людмилы Львовой.

Польская комиссия представит промежуточный доклад по итогам следствия до конца января. Об этом заявил председатель комиссии – глава МВД Польши Ежи Миллер. В ближайшие часы ожидается заявление премьер-министра Польши Дональда Туска. Подробности - у корреспондента радио "Вести ФМ" Людмилы Львовой.

"Вести ФМ": Людмила, здравствуйте! Какие заявления уже сделаны?

Львова: Здравствуйте. Второй день Польша в буквальном смысле живет событиями 9-месячной давности. Премьер Дональд Туск прервал отпуск в горах Италии. В эти минуты проводится совещание, в котором участвуют заместитель премьера, министры внутренних дел, обороны, иностранных дел.

Обсуждение доклада Международного авиационного комитета не сходит с экранов телевизоров, о нем говоря радиостанции, пишут, обновляя ежечасно информацию, интернетовские издания газет.

Войцех Лучек – эксперт в вопросах авиации - напоминает, что уже в 2000 году смоленский губернатор предупреждал польскую военную делегацию о не наилучшем состоянии аэропорта "Смоленск-Северный", и предлагал поискать другое место для посадки. Говоря о погодных условиях, Лучек назвал их очень тяжелыми, и на вопрос, почему диспетчеры не закрыли аэропорт, ответил, что могли предполагать о наличии современного оборудования на борту самолета Ту-154, президентского самолета, и высокой квалификации пилотов. По мнению эксперта, никто 10 апреля не имел права садиться в "Северном". И Як-40 с журналистами на борту также. "Гражданские летчики за подобное поведение лишились бы лицензии", - заметил Войцех Лучек.

"Летчики лучше летают, когда сами в кабине, это абсолютно ясная вещь. Но военный летчик должен иметь сильные нервы", - считает майор запаса Михал Фишер. С ним не согласен бывший командир 36 спецавиаполка полковник Стефан Грушик. "Я бы попросил генерала Блащика выйти из кабины", - утверждает полковник. Оба пилота открыто рассказали в телевизионных программах о тех недостатках в подготовке летчиков, которые появились за последние несколько лет. Были сняты механизмы контроля, как ненужные, якобы, в демократическом государстве, и на волне гуманизации выплеснули ребенка из корыта.

На вопрос должна ли Польша подготовить свой доклад о причинах катастрофы, 53% поляков отвечают твердо, что да. 30% не совсем уверены в его необходимости, 7% сказали, что не надо. Остальные не имеют ответа или не решили, как ответить.

На вопрос нужна ли парламентская комиссия для расследования причин катастрофы, как того требует партия Ярослава Качиньского, 29% уверено заявили, что комиссия не нужна. 22% считает, что в общем-то не нужна. Почти такое же число респондентов думает иначе.

На вопрос убедил ли вас доклад МАК, 51% поляков говорит, что нет. 42% удовлетворено расследованием МАК, 3% не смогли ответить на вопрос.

Журналисты делают из этих данных вывод, что государственная комиссия под руководством министра внутренних дел Ежи Миллера должна написать свой доклад о причинах катастрофы. А парламентарии в это дело пусть не вмешиваются.

Здесь - в какой-то мере ответ на бесконечные пресс-конференции оппозиции с требованиями созвать экстренное заседание сейма, создать свою комиссию, с их обвинениями в адрес правительства. Я бы не хотела цитировать мнения политиков, потому что они отражают партийную принадлежность. Для представителей правящей партии доклад абсолютно добросовестный, для Ярослава Качиньского – это насмешка над Польшей.