Тема:

Скандал в Домодедове 12 лет назад

Владельцев компаний выводят из "офшорной тени"

Крупнейший аэропорт столицы управляется из-за рубежа. Такой вывод сделала Генпрокуратура по результатам проверки Домодедова. Прокуроры заявляют об угрозе национальной безопасности, а в аэропорту такое положение считают обычной международной практикой.

Крупнейший аэропорт столицы — Домодедово — управляется из-за рубежа. Такой вывод сделала Генпрокуратура по результатам проверки. Провести ее, после теракта в Домодедове поручил Дмитрий Медведев. Прокуроры установили: компании, которым принадлежит аэропорт, зарегистрированы в офшорных зонах, что позволяет скрывать информацию об их реальных акционерах. В Генпрокуратуре считают, что такая неясность в управлении стратегическим объектом — угроза национальной безопасности. А в аэропорту Домодедово существующее положение дел называют обычной международной практикой.

Сообщение о том, что проверка московского аэропорта Домодедово завершена, появилось на сайте Генпрокуратуры утром. От комментариев на камеру в пресс-службе ведомства отказались, однако в сообщении довольно ясно объясняется, что за результаты дала работа прокуроров.

"В ходе проверки установлено, что управление аэропортовым комплексом Домодедово осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, — отмечается в отчете. – Созданная схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово, вывести их из-под юрисдикции Российской Федерации, и препятствует органам исполнительной власти России эффективно выполнять контрольно-надзорные функции".

Пресс-служба самого аэропорта с прессой тоже не стала встречаться, но, в свою очередь, также распространило ответное заявление.

"Аэропорт Домодедово не получал и не знаком с результатами проверки Генпрокуратуры РФ. Предприятия, оказывающие аэропортовые услуги, являются российскими юридическими лицами", — сообщили в пресс-службе столичного аэропорта.

Проверка аэропорта началась после теракта в январе этого года. Тогда руководство аэропорта заявило, что ответственности за произошедшее не несет, так как все случилось в общей, а не стерильной зоне. А в залах все должна контролировать милиция. Вскоре Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре разобраться с этой ситуацией, тогда и выяснилось, что огромный аэропорт контролируется несколькими оффшорными структурами, зарегистрированными на острове Мэн.

Кто яляется владельцем аэропорта, официально неизвестно. Неофициально собственниками аэропорта называют председателя совета директоров "Международного аэропорта Домодедово" Дмитрия Каменщика и главу наблюдательного совета аэропорта Валерия Когана. Домодедово — крупнейший по пассажирообороту российский аэропорт. По данным газеты "Ведомости", он по рентабельности не уступает лондонскому Heathrow, зарабатывая почти миллиард долларов в год. Однако даже не возможность уйти от налогов обеспокоила Генпрокуратуру. По мнению ведомства, контроль за авиаузлом через оффшорные компании является недопустимым, "учитывая стратегическое значение аэропорта Домодедово для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Обеспокенность в данном случае понятна, и вообще ситуация и правда довольно опасная — крупный авиаузел, принадлежит структурам, зарегистрированным за границей. Но дело в том, что схема управления собственностью в России через оффшорные компании не является ноу-хау владельцев Домодедово. По данным председателя комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, до 90 процентов крупной промышленности в стране управляется из офшорных юрисдикций. То есть российский бизнемен регистрирует на себя компанию за рубежом, а эта компания получает в управление завод или банк.

Схема родилась еще в середине 90-х, даже скорее не для того, чтобы уходить от налогов, а для того, чтобы защитить собственность от рейдеров и криминальных группировок. А кроме того, владелец бизнеса может сохранить инкогнито. И Домодедово — не единственное стратегически важное транспортное предприятие, которое управляется с помощью такой схемы. По данным газеты "Комсомольская правда" кипрские и другие зарубежные компании владеют контрольными пакетами акций нескольких пароходств — например, Северо-западного и Волжского. Как сообщали "Ведомости", Новороссийский порт — крупный узел на юге России – контролируется компанией, с юридическим адресом на британских Виргинских островах. А по данным "РБК", 45 процентов акций Мурманского порта принадлежит иностранным юридическим лицам.

Однако ситуация может измениться. По сообщениям пресс-службы Генпрокуратуры, ведомство предложило Минтрансу разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями. Кроме того, предлагается изменить правила сертификации аэропортов, обязав соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках и основаниях владения имуществом. И не исключено, что аэропорты — это только начало.