Тайну завещания Петра I откроет новый фильм Бортко

На канале "Россия-1" – премьера фильма по книге нашего замечательного писателя Даниила Гранина о Петре Первом. О необычном Петре: о дряхлеющем императоре, у которого случился роман.

На канале "Россия-1" – премьера фильма по книге нашего замечательного писателя Даниила Гранина о Петре Первом. О необычном Петре: о дряхлеющем императоре, у которого случился роман.

Елизавета Боярская – в роли покорившей Петра Первого Марии Кантемир: 19-летней красавицы, ставшей его последней страстью. Но это была именно любовь. И через эту историю в фильме раскрывается другой Петр: дряхлеющий император молодой империи, которой очень скоро стали свойственны все старые болячки нашего древнего царства. В мире окружавших его сплетников и интриганов, казнокрадов и мошенников, только на нее и мог он тогда опереться. И только по злой воле она не стала матерью наследника, которого у Петра не оставалось после казни сына Алексея.

Для Лизы Боярской эта роль – единственная, где ей разрешили говорить своим голосом, который раньше приходилось завышать. "Девушка с характером, и она очень настырная, сильная, волевая – она имеет право говорить таким голосом. И даже в каких-то местах мы это утрировали", – рассказывает актриса.

Михаил Боярский – князь Кантемир. Как шутили на съемочной площадке: отец Марии – папа Лизы. Он истый петербуржец, совсем с другой стороны открыл для себя и своего героя, и Петра, и нашу современную жизнь.

"Это чудовищно, но мы все возлагаем надежды на одного человека. От Петра до сегодняшнего дня. Вот как он скажет, так и будет, а мы здесь не при чем. И каждый пытается ухватить себе как можно больше. Начиная от Меншикова, кончая всеми чиновниками, работающими сегодня на благо нашей страны", – размышляет Боярский.

Петр Первый не успел завершить свои реформы, не успел достроить новую державу. Наследников нет, не оставил.

12 лет Даниил Гранин писал исторический роман "Вечера с Петром Великим", по крупицам собирая историю последних лет жизни "отца отечества". И почти год режиссер Владимир Бортко снимал четырехсерийный сериал.

"Кому он все оставит это?, – спрашивает режиссер Бортко, и сразу продолжает вопрос. – Если вы знаете, Петр не оставил завещание". И тут же, не дождавшись ответа, сам и отвечает: "Хотя нет, оставил. Вот то, что мы сейчас видим тут – это не лучшая его часть, но это тоже завещание. Это город, который он оставил, и страну – нам с вами".

Петр Первый-реформатор – этот традиционный образ на экране сформировал Николай Симонов. Александр Балуев играет, тирана, монстра, но уже старого и, что самое главное, одинокого.

"Хочется вот с памятника его стянуть и посмотреть, рассмотреть как человека", – признается исполнитель главной роли.

"Это художественный фильм", – говорит Александр Балуев. – Поэтому я многое домыслил".

Но главное, что хотел передать автор, – осталось. К концу жизни Петр понимает: он – один. А даже самые близкие соратники не строят, а набирают подряды. Окружение не понимает и боится бунтаря-реформатора. Вопросы звучат для любой России – царства, империи, федерации – вечные.

"А могут ли вообще такие люди любить или они созданы для политических решений, реформ, строительства городов? Способны любить, страдать и быть порой не на коне", – считает Балуев.

Создатели фильма уверены в исторической достоверности. Даниил Гранин тщательно изучил весь отснятый материал, костюмеры и декораторы постарались создать образ Петра без лишнего лоска и блеска. Съемки проходили в Петергофе и в Александро-Невской лавре – в самых петровских местах.

"Петр сделал нам благо? Или он бросил нас одиноких в полуевропейском диком городе? Но я надеюсь, глядя на него, что начало было задумано прекрасное. Ну а дальше нам с вами решать, как будет", – уверен Михаил Боярский.