Тема:

Заключение Брейвика 3 месяца назад

Во время бойни на Утейе чеченские подростки спасали людей

В Норвегии в субботу проходит поминальная церемония на Утейе – те, кто выжил в бойне 22 июля, снова вернулись на остров. Приехали и родственники погибших – всего собралось несколько сот человек. Ну а в Осло накануне прошло второе заседание по делу Андерса Брейвика. Его отправили в одиночную камеру.

В Норвегии в субботу проходит поминальная церемония на Утейе – те, кто выжил в бойне 22 июля, снова вернулись на остров. Приехали и родственники погибших – всего собралось несколько сот человек. Ну а в Осло накануне прошло второе заседание по делу Андерса Брейвика. Его отправили в одиночную камеру. Просьбу о переводе в общую отклонили.

В туманной дымке к Утейе пристают катера и специально оборудованный паром: впервые после трагедии на остров везут сначала родственников погибших, потом выживших. Тех, кто пожелал увидеть это место еще хоть раз. До этого целый месяц сюда пускали только полицейских. И самого убийцу: во время следственного эксперимента Андерс Брейвик показал, как расстреливал подростков.

Анзор Джукаев показывает, как Брейвик целился в него: "Он не бежал, он стоял – целился 5-6 выстрелов и все – пошел дальше. Он вел себя спокойно, зря не стрелял, контролировал себя".

Их разделяло 30-40 метров, Брейвик не попал. Анзору удалось убежать в лес, потом укрыться в каком-то доме. Оттуда послал брату сообщение.

"Он мне звонил, и я ему написал – не могу ответить, нас тут убивают", – рассказывает Анзор.

Брат посмеялся, подумал – это шутка. В ответ написал: "Ждем тебя завтра дома". Но дома Анзор не появился. Сначала села батарейка, потом телефон отобрали полицейские. Анзора сочли подозреваемым: он просто не плакал при освобождении. 17 часов подростка продержали под стражей. И в суете, похоже, забыли. Дома его уже не ждали.

"Они, конечно, думали, что я уже погиб", – говорит Джукаев.

16-летнему Рустаму Даутову удалось не только выжить, но и вместе с другом Мовсаром – тоже чеченцем – спасти нескольких сверстников. Одна из выживших девочек рассказала: пока там, на Утейе, Брейвик расстреливал людей, какие-то подростки пытались ему помешать - начали закидывать камнями. Девочке могли и не поверить, но тут же информацию сообщил адвокат норвежского террориста. Его клиент подтвердил: на острове его действительно пытались остановить.

22 июля Рустам проспал завтрак, когда днем вышел на улицу, увидел пробегающих мимо детей, потом мужчину – военного: все сильно напуганы. Рядом раздаются выстрелы – тут же человек в бронежилете убивает троих.

"Мы побежали против воды, как раз отсюда вам хорошо видно – там такой маленький домик должен быть. Думали – может, это шутка, неправда, а оказалось, все правда", – вспоминает Рустам.

На несколько минут стрельба затихает. По берегу проносится скорая.

Рустам Даудов рассказывает: "Мы думали, что все, мы спасены, начали шутить, и тогда он пришел к нам и сказал, что он из полиции. Подумали, что все будет о'кей. Но нет…"

На глазах Рустама гибнет один из его друзей. Ребята хватают из воды камни – говорят, это была первая реакция.

"Он не видел, что мы камни брали, он даже не заметил, когда мы это брали, потому что он был концентрирован на том чтобы убивать людей. Он думал, что мы будем в шоке и он все равно нас как-нибудь достанет. Он спокойно себя вел, как будто он сможет убить всех на острове", – описывает бойню молодой человек.

Они кидают камни и пытаются убежать.

"Он крикнул и сказал – "черные дети", – вспоминает Даудов.

Бегут зигзагами – к деревьям, потом вниз к воде. В скале находится ущелье, там Рустам и его товарищи прячутся и пытаются спасти остальных. Один из ребят выплывал из укрытия – звал туда детей, другие успокаивали – на острове была паника.

"Мы им говорили – не паникуйте, мы выживем", – возвращается к пережитому Рустам.

Скольких им удалось спасти, Рустам не помнит, но среди них был совсем маленький мальчик, потом оказалось – сын погибшего на Утойе полицейского.

"Он как-то сам смог к нам прийти, как раз где моего друга убили, он там с нами стоял, но мы его потеряли, и он смог нас сам найти – ему помог Бог, не знаю", – говорит юноша.

В ледяной воде подростки провели несколько часов – потом их вывезли на катере. Не службы спасения – простые люди, туристы, – рядом есть кемпинг. Полицию в тот день Рустам не видел. Сейчас ее много – и вокруг Утойи, и рядом с залом суда. Накануне сюда привозили Брейвика. Через потайной вход, на лифте на 8 этаж, где дежурят десятки журналистов. Но слушания за закрытыми дверями.

Адвокат Андерса Брейвика Гейр Липпестад заявил: "Все, что я могу сказать, что обвиняемый объяснил, что находится в изоляции, в одиночной камере. И он сказал, что это трудно. Больше он ничего не говорил. Я говорил об этом прокурору, но он объяснил, почему важно, что бы обвиняемый и дальше оставался в изоляции. После этого слушание было отложено".

Суд продлил срок заключения норвежского террориста еще на месяц. Андерс Беринг Брейвик хотел выслушать это решение во фраке и белых перчатках. Судьи не позволили.