Тема:

"МАКС-2011" 12 лет назад

Дождь не помешал зрелищному закрытию МАКСа

Авиакосмический салон МАКС завершил свою работу. Его посетили 440 тысяч человек. Последний день подпортила погода, пришлось серьёзно сократить график полётов. К тому же, российский истребитель Т-50 так и не смог взлететь из-за сбоя в автоматике двигателя. Но и без этого было, на что посмотреть.

Авиакосмический салон МАКС завершил свою работу. Его посетили 440 тысяч человек. Последний день подпортила погода, пришлось серьёзно сократить график полётов. К тому же, российский истребитель Т-50 так и не смог взлететь из-за сбоя в автоматике двигателя. Но и без этого было, на что посмотреть – из-за низкой облачности боевые самолёты выполняли фигуры высшего пилотажа практически над головами зрителей. Организаторы подводят свои итоги: МАКС-2011 поставил сразу несколько рекордов.

Испытание чувств для влюбленных в небо. В последний день работы в Жуковском – шквалистый ветер с беспросветным ливнем. Вопреки всему посетителей тысячи. Кто поопытнее – захватил дождевик или плед, кто приспосабливался на месте.

"Это местное изобретение, – показывают зрители самодельные "сапоги" из пакетов. – Потому что пока дошли сюда от стоянки, были уже мокрые насквозь".

Все утром гадают: летная ли погода для высшего пилотажа?

- Думаешь будут летать?

- Конечно, будут. А если война в дождь – что, не будем воевать? Конечно, будут!

Ровно в полдень рев Су-34 провозглашает: летная программа, хоть и скорректированная по погоде, будет. Поприникшие было посетители воодушевляются. Зрелище не только выстраданное, но и, можно сказать, экслюзивное. Из-за низкой облачности фигуры высшего пилотажа самолеты крутят на сверхмалых высотах.

Премьера МАКСа, крупнейший в мире пассажирский А380, и тот старается не отставать – кружит низко, так что виден в малейших деталях. Зрители переговариваются: "дом летит". Сегодня ему во всех смыслах не было равных – 787 Dreamliner от извечного конкурента Boeing участвовал лишь в первые дни показа. А заявлен был в последний момент, в Boeing, по-видимому, поздно узнали, что А380 будет на МАКСе. Стояли лайнеры крылом к крылу – так близко встречаться они теперь будут бессчетное количество раз, уже в гражданских аэропортах. И рынок определит, что нужнее: огромная вместимость или новейшие композитные материалы корпуса, в общем-то, обычных размеров.

Безусловная и самая долгожданная премьера МАКС-2011 – истребитель пятого поколения Т-50. До этого были только закрытые показы, на авиасалоне – полноценная демонстрационная программа. Многоугольные замысловатые очертания сразу бросаются в глаза, но вот для радаров из-за такой формы плюс специальных радиопоглощающих материалов Т-50 практически невидим. К 2016 году, по планам, пятое поколение должно поступить в строевые части. В целом, работы по всем отечественным авиаразработкам должны пойти активнее.

Другие примеры развития российской авиационной отрасли, помимо Т-50, – вертолеты. Подписаны контракты на поставку около сотни гражданских Ми-171 в авиакомпании, и более 450 военных и транспортных машин для министерства обороны. Целый пакет соглашений и по новейшим отечественным среднемагистральным самолетам Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Заказы – более чем на 200 машин.

"МАКС был самым успешным, – говорит Михаил Погосян, президент ''Объединённой авиастроительной корпорации''. – Произошел переход от производства военной техники к производству гражданской продукции. Общая сумма твердых заказов – 7,5 миллиарда долларов".

Символы острейшего противостояния прошлого – на статической площадке МАКСА ветераны холодной войны, стратегические бомбардировщики. Наш Ту-95 по прозвищу "медведь" и американский B-52 "Стратокрепость" – в нескольких десятках метрах друг от друга. В небе Жуковского сегодня скорее соперничество. Мастерство демонстрируют французский рафаль, F-15 ВВС США и, конечно, наши Су с МиГами. Летная программа МАКСа – традиционно самая зрелищная. У зрителей разбегаются глаза.

Пилотажных групп на МАКСе – и такое действительно вряд ли где увидишь – было сразу пять. В общем, равнодушными, а уж тем более разочарованными Московский авиакосмический салон, как и все предыдущие 20 лет, явно никого не оставил.

"Супер, очень понравилось, шикарно, – говорит один из зрителей. – От авиашоу мы в восторге".

Сумма подписанных контрактов известна, точное количество посетителей МАКС-2011 еще предстоит посчитать. Но уже сейчас ясно, что при самых неблагоприятных условиях поле аэродрома в Жуковском пустовать не будет никогда. Ведь это одно из немногих мест где люди часами и с удовольствием смотрят в небо.