Доходному дому "Россия" на Сретенском бульваре столицы – 110 лет

Знаменитому доходному дому страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре – 110 лет. Здание, возведенное по проекту архитекторов Н. Проскурина и А. фон Гогена, занимает целый квартал. Страховое общество "Россия" занималось строительством домов с дорогими квартирами для сдачи внаем.

Знаменитому доходному дому страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре – 110 лет. Здание, возведенное по проекту архитекторов Н. Проскурина и А. фон Гогена, занимает целый квартал. Страховое общество "Россия" занималось строительством домов с дорогими квартирами для сдачи внаем.

Звоном колокола отмечают сто десятилетний юбилей знаменитого дома на Сретенском бульваре. Колокол отлили специально для этого здания на заводе Моторина – об этом гласит надпись на бронзовом пояске. Известно и имя мастера – Павел Финляндский. А вот языка внутри колокола нет, но он в этом случае и не требовался. Это часть сложной системы, напоминающей музыкальную шкатулку из сказки «Городок в табакерке».

"Когда делался часовой звон, то рядом с колоколом был молот, он был на пружине, он прикреплен тросом к часовому механизму", – объясняет звонарь Константин Мишуровский

Это история колокола, который так никогда не зазвонил. Ведь часовой механизм на башне не успели установить. Почему – можно только гадать. В советское время колокол пытались распилить – это было в 1930-е. Вероятно, хотели сдать в пункт металлолома. А затем кто-то покрасил бронзового исполина масляной краской с двух сторон. Так что сейчас звон совсем не малиновый, а очень слабенький.

"Никто не подозревал, что в такой миниатюрной башне может разместиться такой часовой колокол", – отмечает координатор общественного движения "Архитектурный надзор" Юрий Егоров.

С крыши открывается чудный вид на столицу – ведь здание построено на высокой точке старой Москвы. Видны и внутренние дворы – многоугольные, напоминающие петербургские. Это не случайно. Головной офис страхового общества Россия находился в Петербурге.

Архитекторы, строившие дом, Николай Проскурин и Александр фон Гоген, были тоже выписаны из столицы. Конечно, сложная в плане постройка была продиктована формой участка, на котором он находился.

Здесь два корпуса и три внутренних двора. Страховое общество "Россия" строила это здание как доходное. Квартиры сдавали в наём состоятельным людям. Но если петербургские доходные дома строгие и мрачноватые, этот отличается роскошью, излишествами и даже некоторой нелепостью.

Экскурсоводы демонстрируют Дом-юбиляр. Этот стиль – эклектика, то есть смещение и интерпретация разных стилей. Полукруглые завершения окон – типичный модерн. Башенки напоминают о готике, рустованный бельэтаж – характерен для классицизма. Все эркеры – разные, лепных тварей в изобилии. Тут и химеры, и слоны, и крокодилы. "Ле Корбюзье назвал его самым красивым домом Москвы", – говорит экскурсовод Анастасия Соколова.

Почему великому французскому зодчему пришелся по душе этот дом-монстр, можно догадаться. Химеры – почти как на парижском соборе Нотр Дам. Да и сам дом "Россия" – так его зовут москвичи – напоминает средневековый замок. И внешне и благодаря тому, что снабжен был и своей инфраструктурой вплоть до артезианской скважины. Были внедрены и совсем уже последние новинки техники – например, вентиляция.

В советское время квартиры с каминами и наборным паркетом стали коммунальными, а первые этажи оккупировали различные общества. Помещался здесь, например, Литературный отдел Наркомпросса.

Уже в 1930-х в некоторых квартирах поселились привилегированные граждане-ученые, артисты, врачи. Мансарды отдали художникам. В 90-е все оставшиеся коммуналки расселили, и барские квартиры вновь стали барскими. Жильцы стараются сохранить старые рамы, а кондиционеры ставят только со стороны дворов.

Впрочем, по мнению специалистов, дом страхового общества «Россия» все же нуждается в реставрации. Прежде всего, надо привести в порядок разбитые чугунные ворота. А потом, возможно, заняться и часами на башне. А вот красные глаза, которые несчастный крокодил получил по прихоти жильцов – побелить. Потому что это совсем уже кич.