"Аллигаторы" отправились служить на флот

"Аллигаторы" отправились служить на флот. В Баренцевом море прошли учения с участием вертолета Ка-52. В течение двух недель боевая машина отрабатывала посадку на палубу корабля. Если нынешние учения будут признаны успешными, то "Аллигаторы" станут главной ударной силой вертолетоносцев "Мистраль".

"Аллигаторы" отправились служить на флот. В Баренцевом море прошли учения с участием вертолета Ка-52. В течение двух недель боевая машина отрабатывала посадку на палубу корабля. Если нынешние учения будут признаны успешными, то "Аллигаторы" станут главной ударной силой вертолетоносцев "Мистраль", которые через три года поступят на вооружение российского флота.

Это событие обязательно войдет в историю военно-морской авиации. Впервые вертолет Ка-52 совершает посадку на палубу большого противолодочного корабля.

Вертолетная площадка корабля всего 12 метров. На два метра меньше, чем длина самого вертолета. Тем не менее пилотам в условиях качки и сильного бокового ветра удается с первой попытки посадить машину на палубу. Ка-52, его еще называют "Аллигатор" за внешнее сходство с рептилией, создавался конструкторским бюро имени Камова для нужд армейской авиации, и первые его образцы уже поступили на вооружение сухопутных войск. Даже иностранные специалисты признают, что на сегодняшний день это самый лучший вертолет в мире. Соосная система расположения винтов позволяет ему выполнять боевые задачи практически в любых условиях, рассказывает летчик-испытатель Виталий Лебедев. Но посадка на корабль – один из самых сложных элементов пилотирования. И даже пилот с 30-летним летным стажем перед первым вылетом на "Аллигаторе" не скрывал волнений.

"Он не боится направления ветра, в принципе до определенных значений ему безразличен попутный ветер, боковой, встречный. По управляемости этот вертолет попроще, чем вертолеты с хвостовым винтом ", – объясняет Виталий Лебедев, летчик-испытатель.

Вертолет буквально напичкали датчиками, особенно разработчиков интересовали нагрузки на шасси – посадка на корабль, как правило, жестче. Приборы зафиксировали повышенную вибрацию лопастей, но даже в условиях сильного шторма – вертолет сел и взлетел с палубы без проблем.

От результатов этих испытаний во многом зависит судьба еще одного более значимого проекта. Корабельная версия Ка-52 станет основным оружием вертолетоносцев "Мистраль", которые к 2014 году должны поступить на вооружение российского флота. Специально для этого типа кораблей министерство обороны намерено заказать три десятка суперсовременных винтокрылых машин.

Вертолеты морского базирования оснастят дополнительным навигационным оборудованием, скорее всего все же усилят шасси, для пилотов установят систему кондиционирования спасательных комбинезонов, а сама машина поменяет армейский цвет хаки на голубой.

"На корабле всегда ценятся габариты. Это самое главное – объемы, размещение в ангаре. На вертолете будет предусмотрено складывание лопастей, складывания крыльев, что значительно уменьшит габариты и увеличит количество летательных аппаратов в ангаре, на полетной палубе", – говорит генерал-майор Николай Куклев, заместитель генерального конструктора по тематике ВМФ, заслуженный военный летчик РФ.

В базовой версии Ка-52 способен во время аварии отстреливать винты, а оба сидения пилотов оснащены катапультой. Морскую модификацию дополнят системой безопасности, которая поможет пилотам приводнятся. Детали разработчики пока держат в секрете, а вот срок появления первого опытного образца корабельного Ка-52 уже известен – 2012 год. Через пять лет, обещают конструкторы Камова, "Аллигатор" займет место не только на "Мистралях", но и на других кораблях Военно-морского флота.