Еженедельная программа Вести.net от 24 сентября 2011 года

Привет, планета! Это снова программа Вести.net. Сегодня – не пойми откуда. Но речь не об этом. В начале программы – наиболее свежие интернет-новости с конференции разработчиков Facebook (запрещена в РФ) F8. Она прошла в Сан-Франциско в Дизайн-центре.

Привет, планета! Это снова программа Вести.net. Сегодня – не пойми откуда. Но речь не об этом. В начале программы – наиболее свежие интернет-новости с конференции разработчиков Facebook (запрещена в РФ) F8. Она прошла в Сан-Франциско в Дизайн-центре в четверг. А по московскому времени – так даже и в пятницу. Марк Цукерберг, как обычно, – в футболке, несмотря на свое 14-е место в списке Forbes, рассказал, как он в очередной раз переизобрел Интернет – социальную его часть. Кстати, моя футболочка тоже оттуда, с F8.

Основатель Facebook Марк Цукерберг представил на конференции сразу несколько обновлений, которым подвергнется социальная сеть в ближайшее время.

Первое и самое глобальное – это изменение привычной нам так называемой "Стены". Марк Цукерберг представил новый интерфейс профилей пользователей – Timeline. Он вырос из проекта талантливого дизайнера Николаса Фелтона, который превратил инфографику в объект современного искусства.

В 2006 Фелтон начал работу над проектом "Воспоминания", с помощью информационной графики представив год собственной жизни – в каких городах он был, как долго, какую музыку слушал, что ел и читал. Результат оказался и красивым, и информативным одновременно. Николас продолжил проект, совершенствуя технологию. В 2010 Фелтону предложили присоединиться к команде Facebook. Именно его идеи и легли в основу нового интерфейса профилей пользователей – Тimeline.

В СМИ это название уже перевели как "временная шкала", "хроника" и "линия жизни", но суть от этого не меняется. Фактически это история всей виртуальной жизни пользователя социальной сети, здесь сведены воедино все его заметки и записи, все его приложения и все его действия. Внешне он представляет собой цифровой альбом пользователя с "обложкой" и разделами по годам, начиная с рождения. Перемещение по временным промежуткам осуществляется в меню справа. При этом есть возможность пополнять какой-то год событиями и фотографиями, или редактировать записи. Управлять Timeline можно как с компьютера, так и с мобильного телефона.

"Это своеобразный способ выражения. На одной странице можно увидеть все, что вы считаете наиболее важным – ваши сообщения, выбранные вами приложения, то, как вы самовыражаетесь. И чем больше вы работаете с социальной сетью, тем больше будет отдача от Timeline. Это можно сравнить с рассказом о жизни на одной странице", – заявил Марк Цукерберг.

Вторым значимым новшеством стали так называемые "социальные приложения" "social apps". Они, по сути, являются следующей ступенью развития кнопки "Like", которая теперь позволяет указывать вид активности.

"Итак, теперь вам не нужно нажимать кнопку "Like" около названия книги, вы просто можете читать книгу. Сообщение об этом автоматически появится в вашем профиле. И это здорово, потому что, возможно, эту книгу читают в одно и то же время десятки других пользователей. И вы сможете узнать об этом. Таким образом, участники соцсети найдут общие интересы", – объясняет основатель Facebook.

Приложения смогут отображать информацию о действиях пользователей в недавно представленной панели Ticker. Это, по мнению Цукерберга, решит проблему "мусорных" сообщений из сторонних веб-сервисов и упростит интерфейс социальной сети. Однако сообщения могут попадать в главную ленту, если сразу несколько пользователей делают одно и то же. В качестве примера Марк привел приложение на базе музыкального веб-сервиса Spotify.

И то, что Facebook стал работать с потоковыми аудио- и видеосервисами, стало третьим значимым нововведением. Теперь пользователи прямо на сайте смогут подписываться на подобные услуги, подключаться к прослушиванию песен других людей, а также слушать одни и те же композиции вместе с друзьями с помощью новой функции.

Совместное приложение со Spotify сможет отображать постоянный поток информации о музыке, прослушиваемой друзьями пользователя, который таким образом сможет находить для себя новые песни. То же самое с фильмами. В качестве первого видео партнера Facebook выбрал сервис Netflix. Стоит оговориться, что ни Spotify, ни Netflix в России не работают. Это, однако, не означает, что россиянам не будут доступны новые функции. В каждой стране приложения соцсети будут интегрироваться с какими-то легальными музыкальными, видео и книжными сервисами.

И пользование всеми этими услугами – каждый шаг, переход, нажатие – будут транслироваться в ленту автоматически. Не нужно будет каждый раз специально нажимать кнопки и рассказывать друзьям о ваших действиях. Facebook сделает это за вас. Только успевай следить, чем и с кем делишься.

Как быстро все это расползется по проектам-конкурентам – пока не ясно. "Вконтакте" вот только сейчас ввел в качестве первой страницы ленту новостей. С другой стороны, и сам Facebook не чурается заимствований. Часть новаций, о которых говорили на F8, как раз такого рода. К примеру, система подписок, а не взаимной дружбы во "Вконтакте" появилась на 8 месяцев раньше. Впрочем, если уж говорить о "Вконтакте", следует вспомнить про знаменитые взломы Дурова.

Аккаунт "ВКонтакте", принадлежащий Павлу Дурову, снова взломали. То, что произошло, взломом можно назвать с натяжкой. В воскресенье на странице основателя самой популярной социальной сети России началась непонятная активность – на стене стали появляться видеозаписи, опубликованные от имени Дурова с подписями "Паша привет от Витьки и Женьки". Стена обновлялась в течение часа – публиковался все тот же видеоролик каких-то музыкантов. Все происходящее одновременно транслировалось в Twitter и в Facebook.

Позже сам Павел Дуров объяснил происходящее: "Обнаружили уязвимость при добавлении видеозаписей в статус: короткое время можно было публиковать видеозаписи с подписью на чужие стены от имени владельца страницы. Уязвимость устранена, благодарим за помощь нашедших".

Предполагаемый "взломщик" – девятнадцатилетний Витёк, похоже, купается в славе. Его стена завалена вопросами хакерского характера и предложениями. Вероятно, никакое разбирательство юноше не грозит. Дуров, судя по высказываниям, очень лояльно воспринял указание на прокол его команды и даже поблагодарил за тестирование уязвимости. И это, похоже, типично для руководства социальной сети.

Такая же реакция была у основателя "ВКонтакте" на проникновение подростков в офис компании месяц назад. Тогда так называемые руферы – люди, которые лазят по крышам в своё удовольствие, – собирались посетить крышу Дома Книги в Санкт-Петербурге, а заодно посмотрели внутреннее убранство офиса "ВКонтакте" и оставили записку Павлу Дурову на стене его же аккаунта. Более того, ребята не собирались скрывать свои деяния – об этом "подвиге" узнала вся страна из подробного фотоотчета в "Живом журнале". Из чего руководство сети сделало вывод: надо усилить меры безопасности в реальности.

После второго случая сетевые наблюдатели заподозрили Дурова в своеобразной рекламе – в обоих случаях негатива вроде бы нет, зато есть повод поговорить о социальной сети. В любом случае атаки на аккаунт Дурова, похоже, принимают характер своеобразной олимпиады – игры в царя горы для фанатов "ВКонтакте".

Эта игра не нова: аккаунт того же Цукерберга в этому году тоже ломали. Что только не ломали в этом году. Даже моду взяли – загодя предупреждать, что ломать собираются.

Группа хакеров "Анонимы" объявила 24 сентября в США днем мести. Серию кибератак взломщики обещают провести в десятках американских городов. Время действия – полдень. Объекты нападения: финансовые институты Уолл-стрит, коррумпированные, по мнению "Анонимов", банки, полиция Нью-Йорка.

Для быстрого отчета о своих действиях хакеры уже даже завели специальный твиттер-аккаунт. Мстить анонимы собираются за события 17 сентября – в этот день в Ньй-Йорке произошли столкновения между полицией и демонстрантами, протестующими против действий правительства и коррупции на Уолл-стрит. Многие из активистов были арестованы.

Эта неделя может войти в мировую историю электронных платежей как поворотная. Дело в том, что 19 сентября начинает работать мобильное приложение Google Wallet, которое превращает смартфон в электронный бумажник. Идея состоит в том, что человеку не нужно больше носить с собой банковские карты и крупные суммы наличных, поскольку деньги могут храниться в "кошельке" телефона. И оплачивать товары можно, просто приблизив аппарат к счетчику с помощью бесконтактной технологии NFC.

О том, что запуск Google Wallet состоится 19 сентября, сказано в документах, которые интернет-гигант разослал своим информационным партнерам. Впрочем, в специализированном ресурсе, предоставляющем программы для Android, приложение пока не появилось. Да и распространение сервиса первое время будет весьма ограничено: изначально программа сможет работать только в США и на смартфонах Sprint Nexus S 4G. Сама технология NFC (Near Field Communication) присутствует на рынке несколько лет. Samsung, Blackberry и некоторые другие производители уже выпустили телефоны с NFC-чипами. Ходят слухи и о том, что такой функционал появится и в iPhone5.

Но все это – устройства для потребителей. В то же время владельцы кассовых аппаратов не спешат оснащать свои магазины оборудованием для таких телефонных платежей. Весной этого года Google взялся за то, чтобы придало бы этой технологии массовый характер и ускорило бы её внедрение. Наша программа рассказывала о проекте интернет-гиганта: Google закупил несколько тысяч мобильных кассовых терминалов. И в течение весны и начала лета за свой счет устанавливал их в розничных точках двух самых технолюбивых городов Америки – Нью-Йорке и Сан-Франциско, где живут самые активные пользователи Сети.

Вероятно, первые же месяцы показали, что бесконтактные платежи востребованы публикой, и область эксперимента будет расширяться по всей Америке и выйдет за ее пределы. По крайней мере, у партнера Google по проекту компании Verifon уже есть договор на переоборудование счетчиков такси и английского метрополитена к лондонской Олимпиаде в 2012 году. А это, в свою очередь, повлечет за собой скорый выход технологий NFC-платежей от конкурентов Google, которые не захотят отдавать на откуп поисковику рынок, пусть даже и перспективы этого рынка пока неясны.

Насколько серьезна нынешняя угроза "Анонимов", вопрос открытый. С одной стороны, группировка уже не раз доказывала, что способна серьезно нарушить или даже парализовать работу ресурсов таких крупных организаций, как Paypal, Mastercard, Visa или Amazon. С другой стороны, не бездействуют и власти. В США, Британии, Австралии, Испании, Нидерландах и Турции арестованы десятки подозреваемых хакеров.

"Анонимы" утверждают, что их легион, сколько их в действительности, не знает никто. В этом смысле объявленный день мести станет еще и днем откровения, насколько сильны "Анонимы" в данный момент.

А теперь – главная новость российского интернет-бизнеса. "Яндекс" впервые вышел – так и хочется сказать – из берегов, но – на берег. Турецкий.

"Яндекс" запустил портал в Турции. Это знаковый шаг для истории поисковика, ведь это первый сервис русского поиска для нерусскоязычной аудитории. Впервые "Яндекс" решился выйти за пределы Рунета. И, как говорят в компании, выбор иностранного плацдарма для поисковика пал на Турцию неслучайно. Несмотря на совершенно чужой язык и разные культуры, тюрко-язычная сетевая аудитория очень близка отечественной.

"Здесь пользование Интернетом, как и у нас, заряжено на собственный контент, – отмечает генеральный директор компании "Яндекс" Аркадий Волож. – В небольших странах обычно люди собственного контента производят меньше и гораздо больше пользуются вэбом других стран, а здесь критическая масса пользователей контента достаточна. Пользователи пишут по-турецки, читают по-турецки, редко выходят из турецкого вэба. Очень похоже на наш российский рынок, где 90% запросов составляют русскоязычные запросы, и только иногда выходит в иностранный вэб. А с точки зрения рынка, он большой: очень много интернет-пользователей – 35 миллионов – один из самых крупных в Европе. И он быстрее многих других европейских рынков растет – примерно 50% в год, как и мы, даже быстрее".

По данным "Википедии", во всем мире на турецком языке говорит больше 85 миллионов человек, так что перспективы в освоении аудитории неплохие. Сейчас проникновение Интернета в Турции составляет 45%. Здесь, как и в России, Интернет обладает высоким потенциалом развития – за счет низкого на данный момент уровня проникновения и большой численности населения.

Кстати, интересно, что в Турции "Яндекс" и "Гугл" поменялись ролями. В том плане, что "Яндекс" входит на территорию, где до него существовал только "Гугл", и доля у него здесь фантастическая – 99%. Это, однако, не значит, что доминирование интернет-гиганта нравится всем в этой стране. Известно, что власти Турции пытаются давить на "Гугл". И непонятно, как они встретят "Яндекс".

"Турция – один из многих рынков, где до сих пор был всего один поисковик, – продолжает Аркадий Волож. – На самом деле есть всего несколько стран, где есть выбор поисковиков. Мы привыкли, что у нас несколько поисковиков, и мы выбираем среди них. Но таких рынков, как мы, буквально единицы в мире – такая же ситуация в Америке, Китае, Корее и в Чехии. А все остальные – Европа, арабский мир, Латинская Америка, Азия – там никакого выбора нет, у них есть всего один поисковик, и они пользуются только одним сервисом. Турция была таким же рынком, но вот с сегодняшнего дня в Турции доступен второй поисковик. Турция вступила в элитный клуб стран, которым доступны разные поисковые технологии".

От идеи запустить турецкую версию "Яндекса" до официального старта прошел год. За это время была сформирована команда, состоящая из русских и турецких специалистов: это разработчики, аналитики, менеджеры и, конечно же, лингвисты. Так что поиск от "Яндекса" в Турции учитывает морфологию турецкого языка, умеет исправлять опечатки, работать с синонимами.

Как и в России, "Яндекс" ищет не только по веб-страницам, но и по новостям, картинкам, видео. Кроме поиска на сайте доступны почта, перевод, погода. Постепенно сервисы будут пополняться. И не факт, что турецкий "Яндекс" будет похож на русский, так как аудитория другая и, возможно, ей нужны совсем другие сервисы. Но команда поисковика в Стамбуле настроена пристально изучать реакцию пользователей на каждый сервис, тем более что планы у компании практически наполеоновские.

"Опыт показывает, что на рынках, где есть один игрок (у него действительно там больше 90% доля рынка), но если на рынок выходит вторая серьезная технология, то рынок перераспределяется, – добавляет Аркадий Волож. – Потому что люди склонны перепроверять свои поиски. Некоторым людям нравится использовать какой-то другой продукт. И если посмотреть на рынки, где есть выбор поисковиков, то распределение долей там обычно такое: у лидера процентов 60, у второго по популярности – процентов 20-30, ну и там 10% – на всех остальных. Мы надеемся, что мы сделали хороший продукт, и надеемся, что здесь аудитория тоже перераспределится. И, возможно, несколько десятков процентов мы получим как поисковик номер два поначалу. Ну а потом, глядишь, если мы приложим какие-то усилия, мы надеемся, наше качество поиска будет лучше, чем у конкурентов, и мы можем стать когда-нибудь поисковиком номер один".

Как уже говорили, основной конкурент "Яндекса" на рынке поиска – что русскоязычного, что турецкого – Google. А вот основных конкурентов Google посчитать не так легко – он ведет бизнес войну фронтах на десяти, наверное, сразу. От браузеров и операционок – до аудио, видео и соцсетей. И вот на социальном фронте у Google ситуация самая непонятная.

Корпорация Google сделала два больших анонса. Во-первых, объявила об открытии регистрации в Google+ для всех пользователей, и, во-вторых, дала возможность с мобильных телефонов присоединяться к видеочатам в Hangout.

Теперь по порядку. Для регистрации в Google+ теперь не нужно особое приглашение от уже посвященных пользователей. Точную цифру зарегистрированной аудитории Google скрывает, но, по данным Comscore, у Google+ – 25 миллионов уникальных посетителей в месяц. Количество грандиозное для соцсети, которой от роду – всего три месяца.

За стремительным ростом количества пользователей в Google+ с интересом наблюдала сетевая общественность. И в условиях скрытности интернет-гиганта пыталась самостоятельно считать прирост и активность пользователей. Например, техноблог Techcrunch анализировал сервис, который позволяет учитывать кросс-постинг сообщений в Google+ и в Twitter. И выяснилось, что активность пользователей в соцсети постоянно снижается.

Похоже, люди регистрируются, пробуют сервис "на вкус", оставляют пару сообщений, чтобы понять, как он работает, и уходят. Некоторые, навсегда. По данным аналитической компании Bime Analytics, около 83% пользователей новой социальной сети Google+ вообще не проявляют никакой активности.

Кроме того, больше половины зарегистрированных пользователей Google+ посещают ресурс не чаще одного раза в неделю.

Между тем, корпорация Брина и Пэйджа старательно разрабатывает новые функции и обновления для Google+, которые, по идее, должны привлекать новых пользователей. Как заявлено в официальном блоге Google, за три месяца существования сети было разработано 91 обновление. И сегодня – в день открытых для всех дверей – в Google+ появились еще несколько новых функций.

Во встроенном видеочате Hangout появилась возможность присоединяться к видеоразговору прямо с телефона. Эту функцию назвали "Видеовстречи". Например, просматривая свою ленту сообщений, вы видите, что ваши друзья или коллеги беседуют в видеочате, и просто нажимаете кнопку "Присоединиться".

В процессе теста этой опции, мы обнаружили еще одну интересную функцию. Оказывается, пользователь может с одного аккаунта вещать сразу с ноутбука и телефона – камеры будут переключаться автоматически. Выглядит, впечатляюще. Пока эта функция доступна смартфонам на ОС Android. В ближайшем будущем появится и на iOS. И вот как раз такой сервис может заинтересовать пользователей, и они станут чаще посещать соцсеть. Хотя подобные сервисы в последнее время стали модным трендом, и видеочат, доступный в том числе с мобильного телефона есть уже и в Facebook, и в "Одноклассниках".

И еще об одной атаке Google, и здесь пока что конкурентов у него не видно. Поисковик замахивается на рынок розничных платежей. Поближе к бумажнику покупателя. Wallet по-английски.

Эта неделя может войти в мировую историю электронных платежей как поворотная. Дело в том, что 19 сентября начинает работать мобильное приложение Google Wallet, которое превращает смартфон в электронный бумажник. Идея состоит в том, что человеку не нужно больше носить с собой банковские карты и крупные суммы наличных, поскольку деньги могут храниться в "кошельке" телефона. И оплачивать товары можно, просто приблизив аппарат к счетчику с помощью бесконтактной технологии NFC.

О том, что запуск Google Wallet состоится 19 сентября, сказано в документах, которые интернет-гигант разослал своим информационным партнерам. Впрочем, в специализированном ресурсе, предоставляющем программы для Android, приложение пока не появилось. Да и распространение сервиса первое время будет весьма ограничено: изначально программа сможет работать только в США и на смартфонах Sprint Nexus S 4G. Сама технология NFC (Near Field Communication) присутствует на рынке несколько лет. Samsung, Blackberry и некоторые другие производители уже выпустили телефоны с NFC-чипами. Ходят слухи и о том, что такой функционал появится и в iPhone5.

Но все это – устройства для потребителей. В то же время владельцы кассовых аппаратов не спешат оснащать свои магазины оборудованием для таких телефонных платежей. Весной этого года Google взялся за то, чтобы придало бы этой технологии массовый характер и ускорило бы её внедрение. Наша программа рассказывала о проекте интернет-гиганта: Google закупил несколько тысяч мобильных кассовых терминалов. И в течение весны и начала лета за свой счет устанавливал их в розничных точках двух самых технолюбивых городов Америки – Нью-Йорке и Сан-Франциско, где живут самые активные пользователи Сети.

Вероятно, первые же месяцы показали, что бесконтактные платежи востребованы публикой, и область эксперимента будет расширяться по всей Америке и выйдет за ее пределы. По крайней мере, у партнера Google по проекту компании Verifon уже есть договор на переоборудование счетчиков такси и английского метрополитена к лондонской Олимпиаде в 2012 году. А это, в свою очередь, повлечет за собой скорый выход технологий NFC-платежей от конкурентов Google, которые не захотят отдавать на откуп поисковику рынок, пусть даже и перспективы этого рынка пока неясны.

Под занавес – немного слухов для тех, кто соскучился по очередям за новыми продуктами корпорации Apple.

Раскрыта одна из тайн iPhone 5: вместе с 5-ой операционкой iOS, Apple явит его миру 4 октября. Об этом техноблогу AllThingsD.com сообщили "информированные источники из числа сотрудников Apple", добавив, что в продажу гаджет поступит спустя несколько недель после презентации.

Проговорился и Альберт Гор – бывший политик, ныне член совета директоров Apple. Отвечая на вопрос о выходе следующего поколения, Гор упомянул октябрь, причем дословно сказал "айфоны", то есть употребил множественное число. И это косвенно подтверждает версию о том, что вместе с новым iPhone 5 выйдет и более мощная версия четвертого – 4S.

К iPhone 5 приковано сверхвнимание, ведь гаджет станет первым продуктом, представленным после ухода Стива Джобса с поста гендиректора. Теперь традиционные рассказы о том, какой это потрясающий продукт, мир услышит из уст преемника Джобса, Тима Кука. Серьезный экзамен, учитывая, что вопросом, справится ли Кук с обязанностями рулевого инновационной и самой дорогой компании в мире, сейчас задаются все: и пользователи, и инвесторы.

Особое любопытство вызвано и тем, что вопреки традиции Apple не представила новый смартфон на своей международной конференции для разработчиков, прошедшей в июне. Возможная причина – патентная война с Samsung, ведь корейская компания – основной поставщик начинки "яблочных" девайсов. И теперь это, похоже, ненадолго. Процессоры A6 по 28 нанометровому процессу для будущих устройств Apple уже начала тестировать тайваньская TSMC; экраны, пусть и частично, уже делает LG; флэш-память компания из Купертино активно начала закупать у японских Toshiba и Elpida.

Из чего же в итоге будет сделан iPhone5 и усилиями каких производителей, пока доподлинно неизвестно. Ожидается, что у гаджета будет увеличенный экран, 8-мегапиксельная камера, двухъядерный процессор А5, которым сейчас комплектуются вторые iPad, а корпусу придадут некую коническую форму.

В общем, по-прежнему одни вопросы – служба безопасности Apple явно не зря ест свой хлеб. Гриф секретности снят только с операционки iOS 5, ее 200 новых функций представлены официально. Ну, а главная из них, на наш взгляд, – переход на облачные технологии, а значит, абсолютная независимость от компьютера.

На этом все, место – самой занимательной рубрике нашей программы – "Фишке недели". Итоговая программа Вести.net прощается с вами, еще раз напоминаю о наших ежедневных выпусках. Планета, пока!