Легкий "Союз"

В Самаре начались испытания ракеты "Союз 2-1В". Современные космические аппараты становятся все технологичнее и меньше, и запускать такие спутники тяжелыми ракетами невыгодно. Вот тут и пригодится легкий "Союз". Первый старт и начало летных испытаний – уже в будущем году.

В Самаре начались испытания ракеты "Союз 2-1В". На ней установят двигатель, который разработал легендарный конструктор Николай Кузнецов для полётов на Луну еще 40 лет назад. Модернизированный двигатель даст старт новейшей российской ракете лёгкого класса. Современные космические аппараты становятся все технологичнее и меньше, и запускать такие спутники тяжелыми ракетами невыгодно. Вот тут и пригодится легкий "Союз". Первый старт и начало летных испытаний – уже в будущем году.

- Включаю гидравлику. Испытания начинаем. Перегрузка 0,2, частота 11.

Эта платформа – имитация железнодорожного вагона, на ней ценный груз – ракета. Идет проверка топливного бака ракеты "Союз 2-1В" – на прочность.

"Он должен выдержать всё, все нагрузки. Датчики должны показывать, что внутри не произошло какой-то аварийной ситуации", – рассказывает Борис Баранов, заместитель начальника исследовательско-испытательного комплекса ЦСКБ "Прогресс".

Ракету трясут не переставая 100 часов. Уровень нагрузки постоянно растет. В таких испытаниях создают всё, что может произойти в пути от Самары до места пуска – космодрома.

- Испытания закончены, всем спасибо.

Так от испытания к испытанию рождается новая ракета. Двухступенчатый легкий носитель "Союз 2 1В" – на финишной прямой. Это собранная первая ступень, та самая, которая отвечает за отрыв ракеты от земли.

- Двигатель НК-33 – мощный и очень экономичный.

Двигатель с легендарной историей. В 1968 году в связки из 34 штук он давал невообразимую мощь лунной ракете Н-1, "царь-ракете", которая должна была лететь на Луну. Уже тогда реактивная тяга двигателя составляла 154 тонны.

"Ракета не пошла, двигатель остался, и сейчас мы используем его для новых разработок. Он прекрасно работает на всех испытаниях", – рассказал первый заместитель генерального директора, генеральный конструктор ЦСКБ "Прогресс" Равиль Ахметов.

Интерес к этому двигателю и в те – годы был огромен. Часть НК-33 купили американцы, испытали их и даже лицензировали. Уже были произведены несколько запусков носителей с этим двигателем по американской космической программе. Спустя десятилетия в стенах российского ЦСКБ "Прогресс" рождается новая ракета с хорошо отработанным сердцем.ктор

"По прошествии времени двигатель отработал без замечаний. Мы решили наши заделы, нашу интеллектуальную собственность реализовать в "Союз 2-1В", – рассказал генеральный директор ЦСКБ "Прогресс" Александр Кирилин.

С таким привычным названием "Союз", с такой сложной шифровкой "2-1В". Конструкторы утверждают – "Союз" должен быть во всех модификациях, тем более в легкой. Современные космические аппараты – всё технологичнее и меньше, и запускать такие спутники тяжелыми ракетами невыгодно.

"Это проект, где фактически отсутствуют боковые блоки, ракета представляет собой центральный блок, но увеличенный в размерах, всё это позволяет реализовать возможность выведения аппаратов легкого класса на орбиты. Уникальность легкого "Союза" в том, что мы его удачно вписали в существующие стартовые сооружения", – поясняет первый заместитель генерального директора, главный инженер ЦСКБ "Прогресс" Сергей Тюлевин.

Легкий "Союз" будет доставлять в космос спутники весом до трех тонн. Первый старт и начало летных испытаний – уже в начале будущего года.