В Москве прошла презентация книги "Алексей Щусев"

Чтобы увидеть все работы архитектора Алексея Щусева, нужно пройти не один десяток километров по Москве и слетать, как минимум, в пять бывших советских республик. Впрочем, в этот вечер никто из гостей музея его имени на улицу выходить не собирается, путешествие займет всего пару часов… за книгой.

Чтобы увидеть все работы архитектора Алексея Щусева, нужно пройти не один десяток километров по Москве и слетать, как минимум, в пять бывших советских республик. Впрочем, в этот вечер никто из гостей музея его имени на улицу выходить не собирается, путешествие по щусевским местам – от здания ФСБ на Лубянке до Академии наук в Казахстане – займет всего пару часов… за книгой.

"Я вот его определяю, как человека высочайших результатов, судьба вообще была к нему щедра. 76 лет жизни какой-то очень мощный талант, причем талант – такой деятельный, и надо отдать ему должное: он не упустил ни одного шанса", – говорит директор ГНИМА имени А.В.Щусева Ирина Коробьина.

Классическая история покорения большого города: с верными спутниками – гитарой и сундучком. Летом 1891 года Щусев перебрался из родного Кишинева в Петербург, без подготовки поступил в Академию художеств, с провинциальной проворностью завел полезные знакомства, на зависть однокурсникам устроился на работу к знаменитым преподавателям – Репину и Бенуа, но в подмастерьях долго не задержался. Современники Щусева говорили: упорство и особое отношение к работе стали частью его архитектурного почерка.

"Когда к нему приходил человек с очевидно небрежно выполненным эскизом, он сердился и говорил: а теперь пойди, встань рядом с Аполлоном и пойми, какая ты есть сволочь", – вспоминает президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев.

Между двумя домами работы Алексея Щусева в Брюсовом переулке – меньше ста метров. Как и прежде, в обоих зданиях многие жильцы – артисты, литераторы, музыканты, художники, как и прежде многие – большие модники. Частью богемы в свое время и был Щусев – в течение 10 лет здесь находилась его мастерская, он дружил с актером Качаловым и балериной Лепешинской. Они говорили: на моду в архитектуре у Щусева настоящий нюх.

"Дом построенный в нетрадиционном для него стиле конструктивизма, но, как говорилось, Щусев никогда не проходил мимо того, на что была мода или определенный заказ, и считал себя способным работать в абсолютно любом стиле", – считает архитектор и искусствовед Диана Иванова.

Вседозволенность – относительная. Как руководит и куда направляет железная рука партии Щусев узнал, уже имея репутацию одного из лучших архитекторов Советского Союза.

1923 год. Алексей Щусев заканчивает работу над планом реконструкции столицы молодой Страны Советов "Новая Москва". Главное для него – любой ценой сохранить все архитектурные памятники города. Высшее руководство страны такое предложение не устраивает, оно не соответствует курсу на обновление. От неизбежных репрессий Щусева спасает заказ на проектирование Мавзолея.

Вот что пишет Щусев в своем дневнике: "Около 12 часов ночи меня срочно вызвали в Колонный зал Дома Советов. От имени руководства было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного мавзолея. У меня было время лишь на то, чтобы захватить необходимые инструменты, затем я сразу направился в помещение, предоставленное для работы".

Разработка проекта по принципу трехступенчатой пирамиды у архитектора займет всего полночи, строительство – менее трех дней. Впрочем, на этом история успеха Алексея Щусева не заканчивается. Спустя четыре года он спроектирует знаменитое здание Наркомзема на Садово-Спасской улице, через шесть – гостиницу "Москва", через шестнадцать – вестибюль станции метро "Комсомольская-кольцевая". За окном Музея архитектуры поздняя ночь – прогулка по страницам щусевской Москвы почти завершилась.