Пьющих водителей в Голландии перевоспитают алкозамки

Голландцы привыкают к алкозамкам в автомобилях – машина не заведётся, пока не убедится, что водитель трезв. Система, конечно, умная, но при этом хлопот с ней немало. В полиции утверждают, что мера вынужденная – алкозамки устанавливают только у тех, кого уже останавливали за пьяное вождение.

Голландцы привыкают к алкозамкам в автомобилях – машина не заведется, пока не убедится, что водитель трезв. Система, конечно, умная, но при этом хлопот с ней немало. В полиции утверждают, что мера вынужденная – алкозамки устанавливают только у тех, кого уже останавливали за пьяное вождение. Чтобы больше не попадались.

Для тех, на кого не действует правило "выпил – за руль не садись", в Нидерландах теперь есть закон: "пока не подуешь в трубочку, мотор не заведется". В автомобили тех, у кого проверка на дороге выявила больше одной целой трех десятых промилле алкоголя в крови, в королевстве начали в судебном порядке устанавливать алкозамки – анализаторы дыхания, связанные с зажиганием. Перед тем, как повернуть ключ, водитель должен выдохнуть. Через несколько секунд он проанализирует дыхание. Если тест пройден – можно повернуть ключ.

Примерно через полчаса – интервалы времени выбираются случайно – устройство потребует провести новый тест, чтобы убедиться в том, что водитель по-прежнему трезв. Конечно, нарушитель всегда может сесть за руль другого автомобиля, но, в таком случае первая же полицейская проверка лишит его прав. В водительском удостоверении проставляется пометка: управлять можно только машинами, оборудованными алкозамками.

Норма для нарушителей – ноль целых две десятых промилле. Это примерно один бокал вина. Но что произойдет, если перед тем, как сесть за руль, водитель был трезв, а на скорости тестер почувствует пары спирта?

"Автомобиль, конечно, не заглохнет. Но на экране появится сообщение, что вы обязаны отвезти машину на сервис в течение пяти дней, чтобы с алкозамка могли считать показания. Если вы этого не сделаете, то через пять дней машина перестанет заводиться, а вы станете нарушителем закона", – объясняет директор представительства компании-производителя Роберт Ден Браве.

Государственная программа алкозамков – это не только устройства, но и система авторизованных сервисов и штат инструкторов, которые следят за всеми нарушителями. Авторы закона подсчитали: нововведением могут воспользоваться до пяти тысяч человек в год – примерно столько в Нидерландах злостных нарушителей.

"В Нидерландах алкоголь – причина двадцати процентов смертей на дорогах. Исследования показали, что традиционные методы наказания: штрафы и лишение прав не снижают эту статистику. Программа алкозамков имеет обучающий эффект и действует более эффективно. Конечно, водитель может отказаться от установки и лишиться прав на 5 лет, но большинство предпочтут этого не делать" – комментирует ситуацию исследователь Института дорожной безопасности Нидерландов Стюард Хоувинг.

Государству программа не стоит ни копейки: все расходы берут на себя нарушители. Алкозамок устанавливается на два года и обходится водителю примерно в три тысячи евро. Исследователи посчитали – это стоимость двух банок голландского пива в день. Руководство Евросоюза уже раздумывает над тем, чтобы сделать алкозамки общеевропейской практикой. В США похожие нормы действуют уже двадцать пять лет.

Еще до того, как заработала государственная программа, около ста семей только в Нидерландах установили в свои автомобили такие устройства добровольно. Просто, чтобы быть уверенными: даже если они и принимали алкоголь перед поездкой, в их крови его меньше установленного законом лимита.