Тема:

Ближний Восток 1 неделя назад

Годовщину отставки Мубарака в Египте отметят забастовкой

В Каире первую годовщину без Мубарака революционная молодежь отмечает началом бессрочной забастовки за свержение власти военных. Во всех своих бедах египтяне по-прежнему винят Мубарака.

Ровно год назад в отставку ушел президент Египта Хосни Мубарак. Те несколько десятков секунд, за которые на весь мир прозвучала новость о его уходе с поста, перевернули Страну пирамид навсегда. И вряд ли мог подумать назначенный всего за день до этого вице-президентом страны Омар Сулейман, что история отведет ему на этом посту самое короткое время, которого, однако, окажется достаточно, чтобы произнести важнейшую новость для поколения египтян, которые и не знали другого президента.

Как передает ИТАР-ТАСС, первую годовщину революционная молодежь планирует отметить началом бессрочной забастовки за свержение власти военных на многострадальной площади Тахрир в центре Каира. Во всех свалившихся после революции на страну бедах здесь теперь принято винить свергнутый режим, а вместе с ним и тех, кто еще сохранил свои посты. И в первый рядах здесь - армейское командование в лице Высшего совета ВС, который взрастил в свое время Мубарак и которому в лице фельдмаршала Хусейна Тантауи и передал власть. Армия, говоря ее языком, поддержала тогда законные требования народа, а фактически, предала своего президента, поспособствовав, по сути, свершению военного переворота в стране. Но никто в Египте таких слов никогда не скажет. Все считают, что революция была совершена руками народа.

Отчасти в этом кроется правда. Но никто до конца не узнает, что же творилось в те дни в президентском дворце, когда, как вспоминает супруга экс-президента Сюзан Мубарак, глава государства готов был сложить с себя полномочия еще 1 февраля, когда мирные протесты сменились насилием, и пролилась первая кровь, которой, по воспоминаниям приближенных, Мубарак не мог допустить. Или что происходило в Минобороны, когда Высший совет, который возглавлял Мубарак, собрался без него, предрешив его участь. По воспоминаниям тех, кто находился в здании гостелевидения, когда буквально на коленях переписывались одно за другим обращения президента к нации, Мубарак еще 10 февраля решил объявить об отставке, но под давлением сыновей речь была переписана, и в итоге на свет появился вице-президент с неясными полномочиями, а то выступление окончательно смутило и запутало весь мир, который так и не понял, уходит или нет сам президент. По еще одному воспоминанию высокопоставленного чиновника, наблюдавшего за процессом подготовки исторического заявления, Мубарак тогда сказал Тантауи, что власть он отдает ему, но фельдмаршал якобы отказался. Как бы там ни было, все это - уже страницы истории для изучения, а последовавшая за теми событьями реальность такова, что уход Мубарака не сделал египтян счастливыми, как они мечтали.

Миллионы собравшихся в тот день на Тахрире были уверены, что теперь они заживут по-настоящему хорошо. Что не будет бедных, что деньги, "наворованные" Мубараком, честно поделят между населением, что уберут всех коррупционеров, и страна встанет с колен, на которых она стояла 30 лет. Но ничего этого пока не произошло. О миллиардах долларов на счетах Мубарака говорят все реже, о счастливом будущем на фоне разгула преступности, бандитизма, воровства - тоже. Бедные при бывшем президенте стали еще беднее, теперь нет работы и не на что жить. Нет безопасности, нет мощной, как ранее, полиции и госбезопасности, которых боялись. Теперь в Египте боятся те, у кого нет оружия и кто слабее. Вкусившие однажды кровь египтяне теперь не церемонятся ни с властями, ни с иностранцами, которым стало все опаснее находиться в Стране пирамид. Экономика из последних сил сдерживает удары, и спасло бы отчасти положение прекращение массовых протестов, возвращение к работе и перезапуск производства. Нормализация в сфере безопасности смогла бы остановить массовый отток иностранных инвестиций из страны и поднять туризм. Но надеяться на это в нынешних условиях не приходится.

Теперь во о всех своих бедах жители страны по-прежнему винят Мубарака и жаждут увидеть его повешенным, несмотря ни на что, повсеместно ищут внешнего врага, не желая смотреть правде в глаза. Добившись однажды желаемого с помощью протестов, они теперь требуют таким же образом выполнения всего остального. Теперь под огнем их давления оказалась армия, которая уже заявила накануне, что передаст власть в стране гражданскому руководству не ранее, чем пройдут президентские выборы, и передана будет власть только избранному президенту. А исламисты в лице "Братьев-мусульман" (запрещена в РФ), превратившиеся после ухода Мубарака в мощнейшую политическую силу страны, понимают, что им одним - без армии - не справиться с тяжелейшим грузом стоящих перед страной проблем, а потому отказались от участия в бессрочной забастовке, чем вызвали осуждение своих коллег по оппозиции. Закончатся ли когда-нибудь волнения в стране, медленно, но верно сталкивающие ее в пропасть, не ясно, но свет в конце туннеля с каждым шагом становится все слабее.