Полицейские-садисты применяли пытки не в первый раз


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

В Казани суд вынес решение об аресте четырех полицейских, насмерть запытавших подозреваемого. Подобные методы дознания они применили не впервые, но только сейчас об этих случаях становится известно. О том, почему так происходит, говорили сегодня и в Госдуме.

В Казани сегодня суд вынес решение об аресте четырех полицейских, насмерть запытавших подозреваемого. Еще один их подельник — участковый, который задержал Сергея Назарова, не имея на то достаточных оснований — находится под домашним арестом. Он пока единственный, кто признал свою вину. Все фигуранты этого дела младше 30 лет, но за недолгий срок службы они успели поверить в абсолютную свою безнаказанность. Подобные методы дознания они применили не впервые, но только сейчас об этих случаях становится известно. О том, почему так происходит, говорили сегодня и в Госдуме.

Невзрачный 24-летний мужчина занимал в отделе полиции "Дальний" должность заместителя начальника уголовного розыска. Теперь Алмаз Василов главный обвиняемый. По данным следствия, именно он руководил пыткой, после которой умер задержанный Назаров. Его подельник Ильнар Ибатуллин совсем недавно числился в рядах полиции на должности оперуполномоченного. Сидя в клетке, он прячет лицо под вязаной шапкой, которую натянул до самых плеч. Приволжский суд Казани арестовал обоих на два месяца, пока будет идти следствие.

"Ни один человек, независимо от своего статуса, от чинов и званий, не уйдет от ответственности и понесет заслуженное наказание", — пообещал Эдуард Абдуллин, старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Республике Татарстан.

Участковый отдела полиции "Дальний" Ильшат Гарифуллин уже находится под домашним арестом. 9 марта именно он задержал Сергея Назарова по подозрению в мелкой краже, не имея на то достаточных оснований. Составил подложный протокол и передал задержанного оперативникам. Участковый свою вину признал, в отличие от остальной четверки. Но Василову, Ибатуллину, Сабирзянову и Ахметзянову предъявлено обвинение с формулировкой "умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего" и "превышение должностных полномочий с применением насилия".

Альберта Загитова, так же как и Назарова, в июле прошлого года просто схватили на улице за то, что он попросил милиционеров в штатском предъявить удостоверение.

"Один, который сидел впереди, повернулся ко мне, отнял у меня телефон, потому что я разговаривал в этот момент с супругой и говорил, куда меня ведут, отнял у меня телефон, кинул мне его в лицо и начал меня бить", — Альберт Загитов.

Алия Садыкова тоже прошла фиктивный рапорт о задержании, арест, угрозы изнасилования и подписала признание. С ее жалобой теперь тоже будут разбираться. В правозащитном центре Казани все факты полицейского произвола стараются фиксировать. За 8 лет работы здесь смогли довести до суда более 40 подобных дел.

"Но каждый раз эти дела идут очень тяжело. Со скрипом, с применением каждый раз различных внешних воздействий. Потому что, как говорится, полиция своих не выдает. И высокие милицейские начальники говорили во всеуслышание, что своих мы выдавать не будем", — сетует Игорь Шолохов, директор Правозащитного центра Казани.

Казанскую трагедию обсуждали сегодня и в столице. В Государственной думе это одна из главных тем дня.

"Что делают казанские полицейские? Они делают то, что вся полиция России делает. Не хватает у них количества задержаний — задержали. Не хватает раскрытых преступлений — значит надо через пытки заставить признаться", — возмущается Владимир Жириновский, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме РФ.

Парламентарий-единоросс Владимир Васильев сам когда-то занимал высокий пост в системе МВД. Он считает, что одной из причин, которые порождают такие перегибы, является так называемая палочная система, в основе которой показатели раскрываемости.

"Необходимо строго спрашивать с тех, кто провинился, строго разбираться с теми, кто наверху, с теми, кто до сих пор не создал профилактических мер, не разработал критериев оценки работы полицейского", — считает Владимир Васильев, член комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции, фракция "Единая Россия".

Судя по всему, за первой волной оргвыводов последует вторая по результатам проверки, которую сейчас проводит Общественная наблюдательная комиссия республики. Народные инспекторы проверяют, например, как часто вызывали в участок скорую помощь и в каких условиях находятся задержанные.

В республике начали устанавливать камеры видеонаблюдения во всех кабинетах сотрудников и помещениях районных отделов полиции. Полицейские начальники смогут теперь наблюдать за своими подчиненными в режиме онлайн, если, конечно, пожелают.