Куда уходит пресса: аналитики предрекают исчезновение печатных СМИ

По итогам прошедшего года, российская печатная пресса впервые проиграла интернет-изданиям по доходам от рекламы. Этот факт дал основание говорить о том, что в ближайшее время газета в привычном — бумажном — виде может уйти в историю.

По итогам прошедшего года, российская печатная пресса впервые проиграла интернет-изданиям по доходам от рекламы. Этот факт дал основание говорить о том, что в ближайшее время газета в привычном — бумажном — виде может уйти в историю.

Печатные средства массовой информации теряют свои позиции на рынке. Выйти на докризисные показатели многим так и не удалось. Куда уходит пресса? Попытаемся разобраться.
Эксперты отмечают, что в сегменте периодической печати сохраняется общий негативный тренд. Это касается и рекламных доходов — бюджеты постепенно перетекают в другие медиа, и в целом аудитории.

Начнем с рекламных доходов. Из данных Ассоциации коммуникационных агентств России следует, что интерес рекламодателей к прессе снижается. По итогам 2011 года, печатные СМИ показали самый скромный рост рекламной выручки. По абсолютным показателям, она впервые уступила не только телевидению, но и Интернету.

По сегментам расклад такой. На первом месте – телевидение. Более 130 миллиардов рублей – совокупный доход в прошлом году. Интернет с большим отрывом — на второй позиции, заработал на рекламе около 42 миллиардов. Печатные медиа занимают лишь третье место. И рост рекламных бюджетов у газет и журналов за год, скорее, символический, всего 6 %.

Аналитики фиксируют, что вновь снизились и доходы прессы. У рекламно-информационных изданий – на 26 %. У еженедельных журналов — на 2%. Это уже по итогам первого месяца 2012 года.

"Печатные периодические издания будут существовать еще очень долго, — уверен вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов. – Потому что у людей есть разного рода привычки. Но как бизнес они будут существовать, наверное, еще 10-15 лет, а дальше это будет как добавка к планшетной версии".

Современные потребители информации все чаще предпочитают получать печатный контент с экранов компьютеров или мобильных устройств. Об этом говорит последнее исследование объема аудитории. Единица исследования – показатель среднего количества читателей одного номера издания.

Сравним два последних отчета, чтобы посмотреть на цифры в динамике. Широко представленные в сегменте ежедневных газет деловые и общественно-политические издания — либо стагнировали по числу аудитории, либо ощущали снижение количества читателей. В этом списке – "Ведомости", "Коммерсант", "Российская газета", "Известия".

В сегменте еженедельных газет отрицательную динамику показали почти все. И общественно-политические издания, и спортивные, и даже таблоиды. И эта тенденция сохранялась на протяжении почти всего минувшего года.

Еженедельные журналы политико-экономической направленности демонстрировали разнонаправленное движение. В минус по количеству читателей ушли "Итоги" и "Профиль". Прибавили "Ъ-Власть", "Русский репортер" и "Огонек". Для последнего – это достижение. Интерес к "Огоньку" ранее падал. Ровно два года назад журнал был на грани закрытия. 4 месяца не печатался вовсе.

Издание с более чем столетней историей погрязло в долгах. Потом сменился владелец. Сейчас – тираж стабильный. Но не слишком высокий. Особенно, если сравнивать с советским периодом расцвета. В планах был выход на окупаемость. Но пока сделать это, по всей видимости, не удалось. Чтобы привлечь новых читателей, "Огонек" распространяют уже на борту самолетов некоторых авиакомпаний. Для пассажиров – бесплатно.

"Мне это очень нравится – и как читателю, и как главному редактору, — признается главный редактор журнала "Огонек" Виктор Лошак. — Нигде так подробно человек не изучает издание, как на борту самолета, когда ему деваться некуда".

"Огонек" пытается адаптироваться под новую медиа-реальность всеми доступными способами. Подключает социальные сети, расширяет присутствие в Интернете. Тем же самым сейчас занимается большинство редакций. Однако, по различным оценкам, мультимедиа "приставки" к бумажным СМИ особого дохода не приносят. Максимум – около 20 %.

Прогнозы о смерти, в частности классического варианта газет, звучат уже не первый год. Так, австралийский медиа исследователь Росс Доусон предрек вымирание печатной прессы в ближайшие несколько десятилетий. Составил даже карту. На ней — график исчезновения печатных медиа по странам с указанием конкретных дат. Это лишь гипотеза, но весьма любопытная. По ней газеты перестанут существовать сначала в США. Через 5 лет.

Старт явления намечен на 2017 год. Далее печатные СМИ потеряют свою значимость в Англии и Канаде. Со временем процесс перекинется на Европу. И так по цепочке. Закат российских газет в мегаполисах эксперт прогнозирует в 2026 году. А еще через 10 лет — в 2036-м году – и по всей стране.

Доусон анализирует в основном потребительские и технологические тренды. Есть и другая система расчета. С опорой на так называемое "последнее газетное поколение". Считается, что это люди, рожденные в 80-м году. Которые помнят, что такое семейная подписка, и имеют привычку читать именно бумажные версии.

"Когда теряется баланс между доходами и расходами, производство прекращается, — поясняет медиа-аналитик, основатель Advanced Human Technologies Group Росс Доусон. – Даже если еще существует некое количество людей, которые счастливы покупать некий формат".

Предсказания эти, конечно, из разряда футурологии. Но австралийский аналитик уверен, что прессе есть куда меняться. Просто делать это она должна вместе со своим читателем. Ведь, если верить прогнозам, в перспективе печатать издания на бумаге будут только в исключительных случаях. Если клиенту очень захочется. В виде такой привилегии, в единственном экземпляре. Скажем, для коллекционеров. Уже подсчитали даже, что свежий бумажный номер того же "Коммерсанта" в этом случае стоить будет около 800 рублей.