"Политеатр" открылся спектаклем по Владимиру Сорокину

Худрук "Политеатра" и режиссер спектакля "Волны" Эдуард Бояков и Народный артист РФ Вениамин Смехов

Худрук "Политеатра" и режиссер спектакля "Волны" Эдуард Бояков и Народный артист РФ Вениамин Смехов
фото: Михаил Свешников

Актриса Алиса Хазанова

Актриса Алиса Хазанова
фото: Михаил Свешников

Актеры Алиса Хазанова Народный артист РФ Вениамин Смехов

Актеры Алиса Хазанова Народный артист РФ Вениамин Смехов
фото: Михаил Свешников

Актриса Алиса Хазанова

Актриса Алиса Хазанова
фото: Михаил Свешников

Худрук "Политеатра" и режиссер спектакля "Волны" Эдуард Бояков и Народный артист РФ Вениамин Смехов
Актриса Алиса Хазанова
Актеры Алиса Хазанова Народный артист РФ Вениамин Смехов
Актриса Алиса Хазанова
Москве состоялось открытие нового театра. На старой, испытанной временем площадке, - в легендарной Большой аудитории Политехнического музея – отныне будет работать "Политеатр". Его дебютной работой стал спектакль "Волны", в котором Эдуард Бояков объединил два рассказа из раннего Владимира Сорокина.

Москве состоялось открытие нового театра. На старой, испытанной временем площадке, легендарной Большой аудитории Политехнического музея – в 9 подъезде, отныне будет работать "Политеатр". Его дебютной работой стал спектакль "Волны", в котором арт-директор и режиссер театра Эдуард Бояков объединил два рассказа из раннего Владимира Сорокина "Черную лошадь с белым глазом" и, собственно "Волны".

Накануне премьеры о "Политеатре", актерском счастье и спектакле рассказал один из героев вечера Народный артист РФ Вениамин Смехов.

- Вениамин Борисович, волнуетесь перед спектаклем?

- Мое предварительное самочувствие очень счастливое. Может быть, это оттого, что у меня большой опыт в переживании этого дня. В первую очередь, опыт в Театре на Таганке. В "золотой век" театра (с 64-ого по 70-ый годы) мы каждый день называли счастливым, а перед каждой премьерой мы говорили себе, что мы защитим это право быть самым-самым-самым успешным театром.

А потом несчитанное количество раз была радость здесь, в Аудитории Политехнического. Радость от Евтушенко, Вознесенского, Окуджавы – чему я был свидетелем. Однажды мы с Володей Высоцким в этой аудитории играли отрывок из "Антимиров" по стихам Андрея Вознесенского. Здесь изображали роботов. Нас никто не рекламировал, скорее всегда запрещали, иногда даже вырывали микрофоны. Но здесь нам позволяли многое, а в зале были друзья. Надеюсь, что они друзья, единомышленники пришли и сегодня.

- Как появился новый театр?

Есть история, культура нашей страны. Ничего драгоценнее у нас с вами нет. Власть, политика, экономика – все преходяще. Но есть то, за что нас ценят во всем мире, где бы ни говорили о России – это культура. И такого рода события, как открытие театра это и есть событие. "Чем удивлять будем" – спрашивали режиссеров Российского императорского театра? И главный виновник сегодняшнего праздника – Эдуард Бояков – нашел, чем удивить. У него по русской пословице шило в правильном месте, он все время что-то перепридумывает, во что сначала не веришь, а потом это оказывается, например, роскошеством "Золотой маски". То же самое касается и других его инициатив. Дело дошло и до "Политеатра".

- А как вышло, что спектакль создан по произведениям писателя, которого последнее время величают только "скандальным"?

- Я с удовольствием работаю в новом проекте, которым Бояков открывает сезон. Это спектакль-дуэт "Волны" по рассказам писателя Владимира Сорокина – специалиста удивлять. И в данном случае вы будете удивлены роскошной российской словесностью. Владимир Сорокин подарил много прекрасных произведений. Но выбор двух рассказов "Черной лошади с белым глазом" и "Волн" как одного целого – очень интересное и богатое предложение для интеллектуалов, для любителей театра. Для тех, кто живет по расписанию второй сигнальной системы – то есть для тех, кто отличается от остального животного мира.

Это счастливое событие, необходимое театральному зрителю. Это умное, энергичное, богатое театральными фантазиями, веселое и философское зрелище, в котором соединяются вечные темы — любовь, смерть, война, мир, семья. И – абсолютно драгоценная для тех, кто любит историю своей страны – крестьянская тема.

- У вас молодая и неопытная партнерша…

- Для меня радость сегодняшнего дня еще и в том, что рядом со мной сегодня будет стоять девчонка, которую я знаю с рождения – Алиса Хазанова. И она столько раз уже доказывала свою абсолютно самостоятельную одаренность и в музыке, в балете, в жизни, к драме, к кино, что я не устаю изумляться.

Справка:
Большая аудитория была ключевой площадкой русской культуры начала ХХ века. В 1912 годы группа "Бубновый валет" стала устраивать здесь диспуты о кубизме и новых течениях в живописи. На втором диспуте Максимилиан Волошин вывел на сцену 19-летнего Владимира Маяковского. Вторым дебютантом стал Алексей Крученых, придумавший манифест футуристов "Пощечина общественному вкусу".

В Аудитории дал концерт памяти Скрябина Сергей Рахманинов, а Валерия Брюсова попыталась застрелить его бывшая возлюбленная. Позже здесь читали свои стихи Марина Цветаева и Сергей Есенин.

В 6о-е годы, с появлением в советской поэзии имен Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной и Роберта Рождественского аудитория становится символом хрущевской оттепели. Но уже через несколько лет площадка перестает быть актуальной.

О возрождении ее заговорили совсем недавно, когда у Эдуарда Боякова возникла идея создать здесь новый театр. "О театре в этой аудитории мечтали еще Маяковский и Мейерхольд, но не могли осуществить из-за технической неподготовленности сцены. Теперь, когда наука и искусство вступили в алхимическую связь, невозможное становится возможным. Мы хотим построить театр нового поколения и в технологическом и в социальном и в творческом смыслах. Для меня огромная честь и творческий вызов оказаться в этой аудитории, в этих стенах".