В Третьяковской галерее открывается выставка Константина Коровина

В Третьяковской галерее открывается выставка Константина Коровина

Первая за 90 лет выставка Константина Коровина открывается в четверг в Третьяковской галерее. Экспозиция посвящена 150-летию со дня рождения "первого русского импрессиониста", как называли художника современники. Третьяковской галерее удалось собрать 240 произведений мастера из 23 музеев России. Многие из них будут впервые представлены широкой публике.

Реставраторы возвращают к жизни "Старый монастырь" — семиметровый холст полвека пролежал в запасниках Третьяковской галереи. Панно написано так, что кажется вышитым. "Старый монастырь" украшал устроенную Сергеем Дягилевым парижскую выставку 1906 года. Впервые с тех пор этот декоративный фриз представят широкой публике на вернисаже, посвященном 150-летию со дня рождения Константина Коровина.

Поверх этой картины художник вывел печатными буквами: "Мало ли шалили!". Так можно было бы назвать и выставку мастера, который по праву считается "первым русским импрессионистом". В своей усадьбе Охотино, что под Переславлем-Залесским, Константин Коровин со своим другом Федором Шаляпиным как-то решили подшутить над денщиком. Старый слуга всегда вешал картуз на гвоздь у двери, художник гвоздь незаметно вынул и нарисовал на стене его контуры, да так искусно, что бедолага несколько раз пытался повесить фуражку на стену и никак не мог догадаться, почему она все время падает.

Научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Маргарита Чижмак рассказывает: "Однажды они подговорили одного крестьянина переодеться в простыню и бегать по лесу как привидение. В тот момент у них гостил известный московский архитектор Мазырин, очень увлеченный спиритизмом. И они решили так над ним подшутить. Крестьянин начал бегать по лесу, и Мазырин, увидев его, сказал: "О, бегает привидение!" Это даже зафиксировали газеты".

Картины Коровина будто светятся изнутри, и он сам, как вспоминали современники, будто светился. Исаак Левитан, увидев работы маленького Кости, сказал: "Он особенный и ни на кого не похож". Василий Перов приводил своих учеников смотреть, как работает 14-летний Коровин – самый юный студент московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Меценат Савва Мамонтов пришел в восторг от его ярких, сочных, полыхающих красок и в конце 1880-хгодов сделал живописца сценографом в своей частной опере. Раньше театральные художники не создавали отдельных декораций к спектаклю. Нужен был на сцене замок – из хранилища доставали типовой замок. Константин Коровин первым в России стал делать оригинальное оформление для конкретной оперы или балета. Часто он сам, без помощников, расписывал ткани.

Куратор выставки "Константин Коровин. Живопись. Театр" Ольга Атрощенко рассказала: "Случайно проходя, рабочий сцены задел ведро с краской, она вылилась на декорации. И ему пришлось делать своеобразную такую бязь в виде экзотических белых цветов. И никто это даже не заметил".

Вместо привычных балетных пачек Коровин дал танцовщикам узорчатые туники. В театрах он был нарасхват – в Большом, Малом, Мариинском и Александринском. На выставке представлены эскизы к "Демону", "Коньку-Горбунку", "Дон Кихоту", "Садко" и "Снегурочке". "Он увидел рыбу-петуха в Балаклаве, и этот экзотичный цвет рыбины послужил ему образом для создания образа царя Додона", — рассказала Маргарита Чижмак.

Реквизит "Золотого петушка" 1909 года, как и почти все, что в те годы создал Коровин для Большого театра, уничтожил пожар в хранилище перед Первой мировой войной. Кое-какую сценографию художнику удалось потом повторить для коллективов Франции и Италии — уже после эмиграции, в 1923 году.

Когда в 1934 году актеры маленького театра города Виши выходили из-за кулис на сцену, они вряд ли могли себе представить, что однажды эти декорации сами станут главными героями — экспонатами — выставки Константина Коровина. Вряд ли и сам Константин Коровин мог подумать, что созданные им задники к бесчисленным спектаклям будут продавать на аукционах за бешеные деньги. Так, декорации к опере "Золотой петушок" были куплены в 1980-х внуком художника Поленова и переданы в дар Бахрушинскому музею, но только сейчас нашлось место, а главное — повод их повесить.

Артист во всем, Коровин и свою серию "Крайний Север" на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году представил по-театральному. "Он даже привез оттуда помора-самоеда, который брал из бочки рыбу живую и тут же ее поедал", — рассказывает Ольга Атрощенко

В экспедицию на север Константин Коровин отправился с лучшим другом Валентином Серовым, с которым делил мастерскую. Спонсировал этот проект железнодорожный магнат Савва Мамонтов. "Ловля рыбы на Мурманском море", "Северное сияние", "Белые медведи" — эти громадные панно Константина Коровина в конце XIX — начале XX века украшали вестибюль Ярославского вокзала, но когда здание стали перестраивать, они пропали. Нашлись работы только в 1960 годы, они были в плачевном состоянии, потом еще полвека хранились в рулонах. На кадрах, снятых в 2009 году, те же "Белые медведи" в депозитарии Третьяковской галереи — грязь, свалявшийся лак, обтрепанные края. Реставраторы тогда еще надеялись восстановить к нынешней выставке все десять полотен, но не успели, так что показывают всего четыре.

В экспозиции 240 картин из российских и зарубежных музеев и частных коллекций — натюрморты, ноктюрны, портреты, пейзажи. И почти нигде нет темных или блеклых тонов. Константин Коровин всегда старался передать радость и красоту жизни. Во времена Российской империи его обвиняли в легковесности, а потом позвали в штаб действующей армии консультантом по маскировке. При советской власти Коровина считали декадентом, но просили помочь с реорганизацией театра, вызывали на допросы, а после посоветовали покинуть Россию. И даже когда в конце жизни, в эмиграции, в городке Виши зрение не позволило ему рисовать, он не утратил оптимизма — написал двухтомник воспоминаний о сотнях остроумных проделок с друзьями молодости.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере