Верховный суд запретил банкам передавать должников "в разработку" коллекторам

Пленум Верховного суда сегодня принял постановление, защищающее права потребителей. Банки теперь не могут передавать долги граждан коллекторским агентствам, если это не было заранее прописано в договорах о кредите. Закон о правах потребителей распространен и на страховщиков.

Пленум Верховного суда сегодня принял постановление, защищающее права потребителей. Банки теперь не могут передавать долги граждан коллекторским агентствам, если это не было заранее прописано в договорах о кредите. Закон о правах потребителей распространен на страховщиков — с них можно будет получать более справедливые выплаты. А обманутые покупатели товаров или услуг отныне вправе требовать не только возмещения убытков, но и компенсацию морального ущерба.

Клиент всегда прав — заявляет Верховный суд. Закон о защите прав потребителей существует с 1992 года, но впервые на защиту населения от некачественных товаров и услуг встала высшая судебная инстанция.

Одно из важных и принципиальных положений — обманутый потребитель должен получить компенсацию, а нечестный продавец понести наказание. Этой женщине коммивояжёры навязали покупку ненужного ей пылесоса, который к тому же без ее согласия оформили в кредит.

"Они ходили по квартирам и предлагали пылесосы. Меня его просто заставили купить, еще и кредит навязали. И теперь я его не могу сдать: продавцы забрали коробку", — рассказывает Людмила Кузьмина.

В таких особо тяжелых случаях наказанием для продавца может стать и закрытие бизнеса или отзыв лицензии. В разборе подобных дел судам предписали руководствоваться принципом — "товар по честной цене и без обмана". Так "обманом" в случае этой пострадавшей может считаться нежелание страховой компании выплачивать компенсацию за поврежденный автомобиль. Из-за того, что женщина на несколько дней опоздала оформить заявление.

"Мне отказали в связи с тем, что я поздно приехала в офис компании для того, чтобы написать заявление и якобы таким образом этим нарушила механизм сообщения о страховом случае и не имею права на возмещение убытка", — описывает свою историю отношений со страховщиками Мария Луценко.

Не важно, продан ли просроченный йогурт или несправедливо занижена сумма страховой выплаты. Верховный суд напоминает, что гражданин имеет право не только на возмещение убытков, но и на компенсацию морального ущерба. Причем размер компенсации "моральных страданий" не зависит от стоимости товара и услуги, к которой есть претензии.

У Верховного суда вопросы возникли и к банкам, кредитующим население. А точнее — к методам, которыми банки выколачивают из клиентов долги. Показателен случай сварщика из Нижнего Тагила, который задолжал банку 13 тысяч. После нескольких месяцев угроз сотрудница кредитного отдела порекомендовала должнику зарезать его жену и детей, а потом наложить на себя руки. Сварщик решил банкиров наказать и подать в суд, потребовав 20-миллионной компенсации морального ущерба.

Передавать должников коллекторам банкам теперь разрешат лишь в самых крайних случаях и то с санкции суда.

"Когда гражданин идет в банк, то думает, что обращается в серьезное учреждение. А, если человек лишается источников дохода, то банк перепродает его долг практически криминальным структурам. Потребитель — самое слабое звено потребительских отношений, его права должны быть защищены больше, чем права банков", — считает председатель общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.

Однако глобально для должников ничего не меняется. Возвращать долги все равно придется.