Новокаледонские вороны удивили учёных осознанием причин

Новокаледонские вороны способны не только изготавливать и применять орудия труда, но и задумываться о причинах непонятных им явлений

Новокаледонские вороны способны не только изготавливать и применять орудия труда, но и задумываться о причинах непонятных им явлений
(фото Mick Sibley).

Долгое время считалось, что только человек умеет искать скрытые причины непонятных ему событий и явлений. Но учёные обнаружили способности к "причинному мышлению" у новокаледонских воронов, которые давно удивляют людей своими интеллектуальными возможностями.

Учёные обнаружили у воронов с островов Новой Каледонии способность связывать видимое действие со скрытым источником. Раньше считалось, что эта особенность мышления свойственна только людям.

Когда человек слышит громкий звук в соседней комнате или видит кошелёк, который сам собой движется по дорожке в сторону ближайших кустов, первое, о чём он думает: "В чём причина?". На языке нейрофизиологии это называется "причинное мышление". Но оказывается, мы не единственные, кто способен искать невидимый источник того или иного явления.

Группа орнитологов под руководством Алекса Тейлора (Alex Taylor) из университета Окленда провела серию экспериментов с новокаледонскими воронами (Corvus moneduloides). 

Интеллектуальные способности этих птиц уже давно считаются одними из самых сложных в природе. Например, наряду с приматами они умеют изготавливать и использовать орудия труда, а также передавать полученные навыки своим птенцам.

Как сообщается в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, учёные поймали восемь диких птиц и поместили их в специально подготовленный вольер. В помещении имелась коробка с кормом, для извлечения которого вороны пользовались тонкой палочкой. Помимо этого там имелась ширма, за которой прятался человек. Сотрудник лаборатории, оставаясь невидимым для птиц, размахивал длинной палкой, мешая им доставать корм.

Были разыграны два сценария. В первом сценарии птицы видели, как человек заходил за ширму. Он 15 раз грозил палкой, после чего покидал ширму на глазах пернатых участников эксперимента. Во втором варианте птицы не видели, как человек прятался за ширмой и покидал укрытие, но делал те же 15 взмахов палкой.

В первом случае птицы наблюдали за палкой издалека, но, как только человек выходил, сразу приступали к трапезе. Они быстро связывали странное поведение палки с наличием за ширмой человека, даже не имея возможность наблюдать, как он это делает. Если вороны не видели человека, то не подходили к коробке даже после того, как палка "успокаивалась".

"Мы увидели, что вороны боятся палки только в том случае, если не могут связать её движения с появлением человека, — объясняет Тэйлор. – Это показывает, что птицы рассуждали, чем обусловлена странная активность неодушевлённого предмета, и, не найдя объяснения, предпочитали держаться подальше".

По мнению учёных, способность к "причинному мышлению" помогает воронам выживать в дикой природе. Они способны связать шорох листьев и треск веток с передвижением хищника или охотника и следить за источником угрозы, даже если его не видно. Возможно, подобное мышление будет обнаружено и у других видов животных.