Globe – русский книжный в Париже: банкротство отменяется

В Париже чудом избежал закрытия старейший книжный магазин — Globe, в котором продают книги российских авторов и где за 60 лет его существования подписывали свои книги Константин Паустовский, Марина Влади и писатели из новых. Как это часто бывает, культура не всегда идет рука об руку с экономикой.

В Париже чудом избежал закрытия старейший книжный магазин — Globe, в котором продают книги российских авторов и где за 60 лет его существования подписывали свои книги и Константин Паустовский, и Марина Влади, и писатели из новых. Но, как это часто бывает, культура не всегда идет рука об руку с экономикой. Когда руководство Globe уже задумывалось, как будет прощаться со своими клиентами, неожиданно нашелся спаситель.

Впервые за долгие месяцы встреча с бухгалтером не приносит Франсуа Деверу разочарования: баланс сходится, банкротство отменяется. Развязка истории, которая уже начинала казаться драмой, получилась неожиданной и счастливой. В момент, когда долги стали неподъемными и крупнейший в Париже магазин русской литературы Globe уже объявил о финальной распродаже своей библиотеки — 12 тысяч наименований книг, с хозяином связался через посредника таинственный спонсор из Москвы. Он не назвал своего имени, известно лишь, что это частное лицо, готовое решить все финансовые проблемы.

"Две недели назад нас всех предупредили, что магазин закрывается и никаких шансов нет. Я очень расстроился, ведь хожу сюда с детства, еще когда во французской в школе учился читать по-русски. Но вчера я получил письмо: трудности позади, приходите", — радуется парижанин Люк Труйар.

70-процентные скидки, последнюю меру перед ликвидацией, решили оставить — старые книги все равно залежались, новых поступлений ждут со дня на день. Витрины снова горят допоздна. Впервые после долгого перерыва — встреча с читателями — свое издание на французском представляет писатель Владимир Козлов. Globe — почти что обязательная парижская остановка любого российского литератора.

Людмила Улицкая, Борис Акунин, Дмитрий Быков, Андрей Битов, Дмитрий Пригов, Евгений Попов, Татьяна Толстая — это только современники, а Globe открылся в еще сталинском 1952-м как филиал советских издательств. Тут продавалось только то, что легально печатали в СССР, зато на полках были все редкие серии — все, что в Москве продавалось по записи и ограниченными тиражами.

"Встречаются в литературе рассказы, например, у Виктора Некрасова, когда он рассказывает об этом: в Париж приехал, пришел в Globe и купил там книги, о которых мечтал в Советском Союзе", — говорит директор книжного магазина Франсуа Девер.

Француза в Франсуа выдают только имя и редкая ошибка в русских падежах. Он сам спас Globe от банкротства в 2003-м — вместе с друзьями выкупил исторический книжный. Три года назад начались проблемы — в кризис продажи упали, закупочные цены на российские издания выросли. За поддержкой обращались повсюду. Последняя надежда — французское Министерство культуры — отказала на днях: мол, извините, у правительства сейчас другие приоритеты. Нежданная помощь из Москвы позволит не только остаться на плаву, но и реализовать все планы. "Создавать здесь независимую культурную площадку, где всегда что-то интересное происходит и куда можно приходить, говоришь ты или нет на русском", — пояснил Франсуа.

Получится теперь справить и 60-летний юбилей, о котором из-за опасности банкротства едва не позабыли.