В Царском Селе вновь открыты Агатовые комнаты Екатерины II

Спустя триста лет в Царском Селе открывается для посетителей Большой зал Агатовых комнат. Реставраторы закончили воссоздание интерьеров, построенных по заказу императрицы Екатерины II. Всего Агатовых комнат семь: светлый нарядный парадный зал, перекрытый крестовыми сводами — центральное помещение.

Спустя триста лет в Царском Селе открывается для посетителей Большой зал Агатовых комнат. Реставраторы закончили воссоздание интерьеров, построенных по заказу императрицы Екатерины II. Всего Агатовых комнат семь: светлый нарядный парадный зал, перекрытый крестовыми сводами — центральное помещение комплекса.

В конце 18 века это был самый писк. Царские особы восторгались: тяжелое барокко отживало срок и Екатерине пришло в голову, что украсить помещения хорошо бы не золотом, а камнями так похожими, как говорили тогда и говорят до сих пор, на сырую говядину. Свежо и как-то легко. Так появились Агатовые комнаты, до которых спустя почти триста лет дошли руки реставраторов. Необычайное везение — здесь, в личных покоях императрицы, немцы в годы войны устроили клуб. Главный дворец за ненадобностью разорили и сожгли, а в Агатовых комнатах что ни вечер — дым коромыслом.

"Сцена была украшена кариатидами из главного дворца, пол засыпан мусором, к нему прибиты железные стойки, они держали балкон, с которого немцы следили за действием", — рассказывает директор государственного музея-заповедника "Царское Село" Ольга Таратынова

От мраморных светильников, для воссоздания которых пришлось созывать особую бригаду, немцы отламывали дубовые листики — на память. Полы, собранные из десяти пород дерева, заливались вином. Даже после такой сложной реставрации деяния фашистов видны — стоит лишь присмотреться. Такова особая, европейская манера реставрации — никакого новодела. Восстанавливается только то, что дошло до наших дней. Вот и на камине в большом зале Агатовых комнат вместо барельефов — только тени. Рядом — то, что сотрудники музея нашли в соседнем дворце, Александровском. Нашли и удивились.

"Эти фигуры больше, но видно, что это те же фигуры, это музы. Можно предположить, что спустя годы хозяева Александровского дворца, восхищенные камином в Большом зале, повторили это украшение у себя", — поясняет Ольга Таратынова.

Научная реставрация — это когда специальные ученые изучают состав мастики, соединяющей пласты камня. Это когда мастера выясняют, что Агатовые комнаты — вовсе и не агатовые, а яшмовые. Просто геологи 18 века не смогли разобраться с породой и назвали ее мясным агатом. Это когда разгадывается задачка трехсотлетней давности — почему камни в неотапливаемом помещении не разрушились, ведь летом под Петербургом плюс тридцать, а зимой — минус.

"Что делали старики, они во-первых, очень близко подгоняли камни, без зазоров вообще, а во-вторых, слой мастики тут 15 миллиметров", — говорит директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

Екатерина II капризничала, когда создавались Агатовые комнаты. Хотелось роскоши, но и сметы, которые приносил Камерон, тщательно проверялись. Вопреки вкусам мастера классицизма, Екатерина настояла, чтобы паркет и двери перенести из дома внезапно скончавшегося фаворита Ланского — то ли в память о нем, то ли из экономии. Полы даже не циклевались — опасно, толщина дерева — всего два миллиметра. Зато достоверно можно сказать, что по этим плашкам щелкали каблуки императрицы. А этот потолок помнит дыхание царского двора.

Бывшая резиденция российских императоров буквально оккупирована туристами. Здесь бывает едва ли не каждый гость Петербурга, счет давно уже идет на миллионы. Для них Царское Село и продолжает реставрироваться. Две трети комплекса восстановили почти за 70 лет. На оставшуюся треть мастера просят всего десять.