Кировская область: десятки пенсионеров всеми брошены в бывшем доме престарелых

В Кировской области десятки пенсионеров оказались брошены на произвол судьбы. Они живут в доме ветеранов, который местные власти содержать отказались. Теперь старики, которым больше некуда идти, предоставлены сами себе, и чтобы экономить на оплате, пенсионеры даже не включают холодильник.

В Кировской области десятки пенсионеров оказались брошены на произвол судьбы. Они живут в доме ветеранов, который местные власти содержать отказались. Теперь старики, которым больше некуда идти, предоставлены сами себе, и чтобы экономить на оплате, пенсионеры даже не включают холодильник. Впрочем, еды и так почти нет. А областные чиновники все это время лишь переваливают вину друг на друга.

В этом доме практически не включают электроприборы, редко ходят за продуктами в магазин и вообще стараются жить своим хозяйством. Три года назад дом престарелых закрыли, а его обитатели так и остались в этих стенах. Теперь это обычный жилым домом, и за проживание в ветхом бараке каждому приходится отдавать большую часть пенсии. Раиса Петровна сюда попала год назад. Во время долгого пребывания в больнице её дом разграбили, районные власти определили женщину в бывший дом ветеранов.

"Молоко на два дня, килька на несколько дней. Суп сварю из рыбных консервов, сметанки съем с хлебом. Когда меньше беру, когда возьму молока и хлеба и всё. Смотрю как по деньгам, больше ни на что не хватает", — рассказывает пенсионерка Раиса Фокина.

"Пенсия у меня 5800 рублей и 17 копеек, плачу я две тысячи и 300-400 рублей, живу по деньгам, приход-расход рассчитываю, живём сами собой, на нас ноль внимания, на стариков", — говорит в свою очередь еще одна пенсионерка Лидия Цветкова.

За 11-метровую комнату в бараке семья Шитовых платит почти четыре тысячи рублей в месяц. При том, что все удобства, включая водоснабжение, здесь общие на весь этаж — отдельных санузлов и кухонь в доме ветеранов предусмотрено не было.

Полторы тысячи рублей пенсионеры отдают за "содержание общего имущества", ещё тысяча рублей — в счёт оплаты дежурного. Пенсионеры, которым трудно даже передвигаться самостоятельно, наняли за деньги вахтёра — сотрудника управляющей компании, чтобы хоть кто-нибудь за ними присматривал и в случае чего вовремя вызвал “скорую” . Те, кому необходима постоянная помощь соцработника — а таких здесь большинство — доплачивает еще 600 рублей. В целях экономии электричества здесь не включают общий на этаж холодильник, а запасы еды хранят в пакетах, зарытых в землю.

Экономить на еде, лекарствах и тёплой одежде обитателям бывшего дома ветеранов пришлось научиться, чтобы просто не умереть с голода и не оказаться на улице. Каждый день вот уже несколько лет пенсионеры продолжают бороться за выживание, оплачивая непосильные счета за жизнь в тесных комнатах старого барака.

Статус обычного жилого дома бывший дом престарелых получил в 2009-м году. После пожара в одном из подобных учреждений, дом в посёлке Восточный проверяла целая комиссия из сотрудников прокуратуры, пожарной охраны и МЧС. Инспекция выявила целый ряд нарушений.

"Была пожарная инспекция, выявили много нарушений и решили передать дом наш на баланс местной власти, а соцзащита отказалась от этого дома, и дом ветеранов был закрыт. Чтобы ликвидировать нарушения, большие средства нужны были, и мы оказались на балансе поселкового совета", — рассказывает сотрудник управляющей компании Елена Толкачёва.

Другими словами, чиновники решили, что проще будет закрыть дом престарелых, чем вкладывать в него деньги. Часть квартир двух корпусов учреждения передали пенсионерам в собственность, остальные — сдаются по социальному найму. Но при этом 80-летним людям никто не объяснил, что, приватизируя жильё, они перестанут получать помощь. После изменения статуса из бывшего дома ветеранов вывезли всю мебель и бытовую технику. Пенсионеры с трудом отстояли единственную на два барака стиральную машину. Пожарная сигнализация здесь существует номинально, эвакуационные выходы не приспособлены для пожилых людей, а фундамент давно дал трещины.

"У нас собственник несёт ответственность сам за свою жизнь, свою судьбу и свою собственность. Мы на то и соцзащита, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи, хотят получать помощь, пусть обращаются", — говорит начальник департамента социального развития Кировской области Кирилл Лебедев.
По закону придраться не к чему. Областные власти передали соцучреждение на баланс местной администрации, не нарушив ни одной инструкции, и опять же в соответствии с законом уже в районе решали, сохранять или ликвидировать дом престарелых.

"В нашей структуре не должно было быть таких учреждений, эти дома стояли на балансе администраций, поэтому мы их незаконно содержали, поэтому все узаконили, сделали так, как должно было быть", — объясняет директор центра социальной помощи семье и детям Омутнинского района Галина Лубнина.

Пока районные и областные чиновники обвиняют друг друга, в тёмных коридорах теперь неофициального дома ветеранов доживают — жизнью это назвать язык не поворачивается — около 40 стариков, большинство из них ветераны труда, за которых теперь просто некому заступиться.