"Русский бестселлер" покажет драму Николая Досталя "Раскол"

Телеканал "Русский бестселлер" начинает показ 20-серийной драмы Николая Досталя "Раскол". Это фильм о сложной эпохе в истории государства российского и русского православия в XVII веке, о церковных реформах патриарха Никона и ярых противниках этих реформ во главе с протопопом Аввакумом.

Телеканал "Русский бестселлер" начинает показ 20-серийной драмы Николая Досталя "Раскол". Это фильм о тяжелом периоде в истории государства российского и русского православия в XVII веке, о церковных реформах патриарха Никона и ярых противниках этих реформ во главе с протопопом Аввакумом.

Вслед за Александром Солженицыным, который сказал, что без раскола XVII века не было бы трагедии 1917 года, Досталь считает, что отголоски событий 350-летней давности ощущаются и теперь: "Раскол русского народа, произошедший тогда, дал трещины, дошедшие и до наших дней".

В картине показаны исторические лица: царь Алексей Михайлович, его первая и вторая жены — царицы Мария Ильинична и Наталья Кирилловна (мать Петра I), сын Федор Алексеевич, братья Морозовы и жена одного из них, известная по картине Василия Сурикова боярыня Феодосия Морозова, царевны Софья, Марфа, Евдокия и многие другие.

Сценарий в соавторстве с Досталем написал Михаил Кураев, работа над ним шла два с лишним года с привлечением трудов ведущих русских историков. Первоначально лента была задумана 16-серийной, но этого формата не хватило. Досталь, по его словам, хотел восполнить пробел: предшествующие расколу времена Ивана Грозного и смуты, а также последующее правление Петра Великого, нашли отражение в отечественном кинематографе, а об эпохе раскола больших фильмов не снимали.

А "Раскол" – поистине большое кино, один из самых дорогих проектов российского телевидения. Многомиллионный бюджет объясняется качеством и исторической достоверностью костюмов, бутафории, декораций, а также широкой географией съемок: они велись в усадьбе Коломенское, в Ярославской области, Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях, в Кеми, на Соловках и под Суздалем. На "Мосфильме" были выстроены Грановитая и Крестовая палаты, царские покои, а ростовский кремль "сыграл" своего московского брата. Мурманская Кандалакша по воле постановщиков стала Мезенью, Тобольском и исчезнувшим Пустозерском, где 14 лет томился в земляной тюрьме Аввакум.

Досталь не хотел, чтобы в фильме играли примелькавшиеся зрителям звезды современных сериалов. Поэтому именитый Валерий Гришко после завершения проб сказал Николаю Николаевичу: "Если не получится с Никоном, то даже с алебардой постоять в вашем фильме сочту за честь". Для екатеринбургского же актера Александра Короткова Аввакум стал первой крупной ролью в кино, как и для ростовчанина Дмитрия Тихонова – Алексей Михайлович.

Привлечение внимания к фигуре и реформаторской деятельности этого "тишайшего" российского государя считают несомненной заслугой создателей сериала практически все, кто участвовал в полемике после премьеры картины на телеканале "Культура" в сентябре 2011 года. А полемика была бурной. Отмечали, что созданный Романом Мадяновым образ Бориса Ивановича Морозова разрушил стереотип русского боярина как олицетворения скудоумия, неповоротливости и ретроградства, а Юлия Мельникова так сыграла его невестку Феодосию Морозову, что заставила по-иному взглянуть на роль женщины в русском патриархальном обществе.

Гораздо больше споров вызвала центральная тема картины – церковный раскол. Одни полагали, что сценаристу и режиссеру удалось сохранить объективность и избежать при рассказе о тех событиях как точки зрения официальной Православной церкви, так и позиции старообрядцев. Другие утверждали, что авторы однозначно симпатизируют раскольникам, а Никон показан жестоким, зверствующим антихристом. Третьи умудрялись проецировать историческое либретто в наши дни, находя буквальные параллели между государственными деятелями XVII и XXI веков. Как бы там ни было, своей лентой авторы точно не пытались спровоцировать конфронтацию в обществе и рассчитывали на сдержанный и разумный отклик в сердцах и умах россиян.