Рейтинг неэффективности: что будет с вузами, попавшими в "черный список"

Минобрнауки опубликовало список вузов, в которых обнаружены признаки неэффективности. В Москве таких оказалось два десятка. В Российском профсоюзе студентов не согласны с критериями, по которым оценивались институты и университеты. А эксперты уже поговаривают об уменьшении числа бюджетных мест.

Накануне Министерство образования и науки опубликовало на своем сайте список вузов, в которых обнаружены признаки неэффективности. В Москве таких оказалось два десятка. В список попали Московский педагогический госуниверситет, Российский государственный гуманитарный университет, Московский архитектурный институт, Литературный институт имени Горького и другие.

Таким образом, четверть из обследованных федеральных вузов попали в число неэффективных. В списке оказалось 20 московских учебных заведений и два филиала. На Северном Кавказе в "черный список" попали около 40 вузов, в Санкт-Петербурге – 10. А вот государственные вузы и филиалы Омска признаны эффективными, также как и учебные заведения Саратова.

Студенты не согласны с оценками эффективности

Российский профсоюз студентов не согласен с критериями оценки вузов, попавших в этот рейтинг. Об этом говорится в заявлении студенческой организации, приведенном на ее сайте. В нем отмечается, что рейтинг составлен, исходя лишь из экономических, а не образовательных критериев. В профсоюзе также считают неправильной оценку вузов по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов.

Председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак назвал этот список неадекватным. По его мнению, рейтинг не отражает реальное положение дел в системе российского высшего образования. В нем оцениваются экономические возможности вузов, а не способность готовить квалифицированных специалистов, считает Казак.

"Единственно возможным критерием для оценки эффективности вуза может служить процент выпускников, трудоустроившихся по специальности, – убежден председатель организации. – Иначе просто не имеет смысла учить человека за государственный счет определенным навыкам, если в будущем он не намерен ими воспользоваться".

Однако при оценке институтов и университетов учитывались другие факторы. Например, уровень баллов ЕГЭ среди абитуриентов. Этот критерий, по словам Алексея Казака, говорит лишь о престижности вуза.

Количество средств, заработанных вузом, тоже, по его мнению, неподходящий критерий оценки. "Таким образом, самым эффективным вузом должен стать тот, который вообще не учит, а только сдает в аренду свои площади. Может быть, кто-то этого и добивается, ставя своей целью все перевести на коммерческую основу?" – отмечает Казак.

"Контингент иностранных студентов вообще не является заслугой вуза, поскольку распределением квот занимается само Министерство образования и именно оно определяет, кому здесь отдать предпочтение, – продолжает он. – Количество научно-исследовательских работ может быть критерием для НИИ и конструкторских бюро, а не вузов, целью которых, прежде всего, является именно учеба, а не наука".

Кроме того, вузы оценивали по такому критерию, как инфраструктура. Тут учитывалась общая площадь учебно-лабораторных зданий, имеющихся у вуза в собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления, в расчете на одного студента.

Что будет с вузами, попавшими в "черный список"

Институты, университеты и академии, попавшие в число неэффективных, ждет реорганизация. Директор Центра прикладных экономических исследований ВШЭ Татьяна Абанкина в интервью радиостанции "Вести ФМ" отметила: это не приговор для учебных заведений, а оценка их работы и повод задуматься для их руководства.

"С управленческой точки зрения ситуация неблагоприятная. Это показывает даже не просто репутационное положение, это управленческая оценка. Задача поставлена на то, что сегодня надо идти на повышение международной конкурентоспособности за счет укрупнения, потому для этих вузов это может означать только реорганизацию", – пояснила Абанкина. То есть, о ликвидации вуза речь может идти только в крайнем случае. Более вероятно усиление неэффективного учебного заведения или его слияние с более крупным.

Однако эксперты не исключают, что все это приведет к сокращению бюджетных мест в вузах и к подорожанию платного обучения. Глава Студенческого союза Артем Хромов отметил: "Процесс реорганизации нацелен на то, чтобы сократить количество бюджетных мест и сократить количество преподавателей. И постепенно перевести в рамки состав бюджетных категорий, которые государство закладывает на будущие годы. Государство сокращает расходы на образование, и этот процент будет увеличен".

Татьяна Абанкина добавляет: если в вузе, который присоединяют к более крупному, цены были ниже, после присоединения они могут подняться до уровня головного вуза.

За реорганизацией вузов проследят депутаты

Законодатели уверены: чтобы избежать таких последствий, реорганизация вузов должна проходить в максимально открытом режиме. Первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов подчеркнул: "Процесс реорганизации вузов должен происходить в максимально прозрачном формате. Мы не должны повторять тех ошибок, которые были совершены Министерством образования при слиянии тамбовских университетов, которое обернулось скандалом и дискредитировало сам процесс реорганизации вузов еще до его начала". Его заявление приводится на официальном сайте партии "Единая Россия".

По его словам, контролировать этот процесс будет межведомственная комиссия, которая уже начала работу, а также профильный думский комитет. "В ближайшее время мною будет открыта горячая линия по приему обращений от студентов и профессорско-преподавательского состава вузов по фактам возможных нарушений их прав при реорганизации, – пообещал Бурматов. – На каждое обращение я буду реагировать лично".

Депутат отметил также, что общественным организациям, которые занимаются проблемами образования, тоже стоит внимательно следить за этим процессом.

Мониторинг деятельности вузов проводился с 15 августа по 15 сентября. В единую информационную систему государственные вузв занесли показатели своей деятельности по 50 параметрам. В сентябре-октябре Минобрнауки провело верификацию полученных данных. В министерстве уверены, что такая практика станет ежегодной.

Заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов заявил: "Эта практика теперь будет постоянной, пока существует Минобрнауки. Ежегодно на 1 января мы будем собирать данные, не меньше трех месяцев потребуется, чтобы подвести итоги работы".

"Надеюсь, что к апрелю мы получим данные по 1 января 2012 года: какая динамика, куда мы движемся. Тем более, что ряд вузов реорганизовывался, где-то руководство поменялось, где-то стратегии были разработаны. Все это важно", — приводит ИТАР-ТАСС слова замминистра.