Тема:

Ураган "Сэнди" 11 лет назад

Нью-Йорк: по следам "Франкеншторма"

"Сэнди" и выборы в США: нет света и тепла, зато по улицам ходят куклы

"Сэнди" и выборы в США: нет света и тепла, зато по улицам ходят куклы
фото EPA


фото EPA


фото EPA

"Сэнди" и выборы в США: нет света и тепла, зато по улицам ходят куклы
Ураган "Сэнди", пришедший с Карибского бассейна, накрыл ненавидимый многими финансовый центр мира. Исчезли дома, дороги, опустилась с неба бездна и залила Манхэттен, Уолл-стрит с его офисами и биржами, магазины и рестораны. Пропал Нью-Йорк.

Ураган "Сэнди", пришедший с Карибского бассейна, накрыл ненавидимый многими финансовый центр мира. Исчезли дома, дороги, опустилась с неба бездна и залила Манхэттен, Уолл-стрит с его офисами и биржами, магазины и рестораны. Пропал Нью-Йорк — великий город будто и не существовал на свете. Странный ураган принесло с моря 30 дня осеннего месяца октября. "Сэнди" как будто разделила "Большое яблоко" на три части: прежний сияющий богатый Нью-Йорк выше 34-й улицы, Нью-Йорк без света — это Даунтаун, и остальной штат — под водой. Так сложилось, что здесь любят прокладывать туристические маршруты. Например, по мотивам таких сериалов, как "Секс в большом городе", исторические или подвальные по бандам Нью-Йорка. Мы выстроим свой — по следам "Франкеншторма".

Сердце Нью-Йорка после урагана будто бы перестало биться. Исчезли пробки, пропали люди. Жизнь как будто остановилась. На время. Постепенно на улицы стали возвращаться желтые такси, открылась Статуя Свободы. Аэропорт снова начал принимать туристов.

На Манхэттене появилась новая достопримечательность – кран, нависший над недостроенной высоткой. Порывом ветра его сдуло и превратило практически в пизанскую башню. Туристам очень нравится, но фотографировать надо как можно скорее, потому что скоро его будут демонтировать. Здесь работает полиция, район оцеплен. Ну, и пожарные на всякий случай.

Свет вернулся в нижний Манхеттен спустя 5 дней. На заправках по-прежнему очереди. Где-то нет бензина, где-то — электричества, чтобы его прокачивать. Машины стоят в ожидании часами, заправки, как на осадном положении, охраняются полицией. Некоторые водители приходят пешком с канистрами.

- Где ваша машина?

- Моя машина? Мне пришлось бросить ее на трассе там далеко. Бензин кончился.

Заправщик считает прибыль, у него как раз все хорошо.

- Длинная очередь?

- Сегодня уже не такая длинная, вы можете встать.

- А лимит есть?

- Нет, никакого лимита. Берите сколько хотите.

Конечно, он обманул. Тут же на заправке висит объявление: не больше 40 долларов — это в среднем половина бака. Для американских машин — на 2 дня.

До сих пор 600 тысяч домов в Нью-Йорке остаются без света. В этом районе Бруклина не работают светофоры, закрыты магазины. Здесь живут очень бедные американские подданные, в основном выходцы из бывшего СССР и темнокожие. Этот квартал не показывали по телевизору, но на него пришелся едва ли не самый сильный удар стихии.

Первые дни после "Сэнди" песка на улицах было по колено. Его тоннами вывозили с трасс. На обочинах так называемые "утопленники" — машины, которые шторм накрыл по самые крыши. Вода до сих пор в фарах, на стеклах внутри, в двигателе.

- Машина все плавала, а я вместе с ней. Черные вытащили из воды еле-еле.

Раньше белые и черные соседи друг друга недолюбливали. Трагедия сплотила — вместе справляются с последствиями, делятся едой, вещами. Около баскетбольной площадки сложился стихийный лагерь помощи. Сюда привозят воду. Волонтеры поставили портативные генераторы, чтобы можно было зарядить мобильные телефоны. Здесь же готовят горячую еду и раздают одежду.

- Мне нужна одежда для мальчика.

- Какой размер?

- Он у меня большой.

"Никому не было до нас никакого дела. У нас до сих пор нет ни света, ничего. Такое впечатление, что этот район просто не существует", — возмущается местный житель Евгений.

Первые дни, пока не приехала полиция, здесь царили мародеры. Вскрывали квартиры, взяли даже один банк. Теперь все спокойно, но нет комфорта, большая часть домов по-прежнему остается без света и воды.

- В доме 24 этажа, вода холодная есть до 7 этажа. Люди ходят на пляж справлять нужду, если грубо сказать. Набирают у соседей питьевую воду.

Кукла как будто из фильма ужасов, покореженные холодильники, машины с отметками маркером, где была вода. Ну, а для любителей экстремального туризма и впечатлений поострее — 20 минут езды на машине через Бруклинский мост. Разоренные дома. Убирают. Кому-то пофотографировать, а вдруг кто-то и помочь захочет. Волонтеры нужны везде. Фасады этих частных домов еще хранят былое благополучие, задних дворов на первой линии не осталось вообще.

- Первые этажи как будто вымыло. Чисто, как будто только что построили. Наш сосед с тремя собаками и с сыном прибежали к нам по пояс в воде.

Пожалуй, хозяева этих домов впервые пожалели о близости к морю. Теперь на многих висят объявления: использовать дом запрещено. Небезопасно это. Другим повезло больше. Если слово "повезло" тут уместно.

- Мы уже который день даже не считаем, какое число. Мы убираем, выносим. Все вычистили, два гаража сломанные. Мы были здесь, не уходили.

- Страшно было?

- Очень страшно. Плавали машины, думали, что все. Если бы еще 15 минут вода прибывала, она пошла бы в окна, и все было бы порушено.

Из подвалов домов все еще продолжают откачивать воду. Незваный гость "Сэнди" уходить не торопится.

В этом богатом квартале Бруклина, где дорогие рестораны или магазины, можно запечатлеть сейчас уникальное явление — лодка. В этом пруду такое просто невозможно, так как мостик не дает проехать сюда никаким плавучим средствам. Благодаря "Сэнди", здесь теперь есть на что посмотреть.

Оглядывая эти районы беглым взглядом, может показаться, что ничего и не было. Вот только атмосфера трагедии буквально висит в звенящем воздухе. Рядом с уличным певцом вывеска: бесплатная еда. Поистине, Нью-Йорк оправдал звание города контрастов.

А в богатых районах жизнь продолжается. В подвалах, где была вода, теперь снова продукты питания. Рестораны, магазины уже работают. О стихии напоминают разве что мешки, которые должны были защитить от воды, но вряд ли защитили, и пожарные машины, которые дежурят около домов на случай короткого замыкания, когда подают электричество. В конце этой улицы — пункты помощи, где выдают воду и оказывают любую помощь, в том числе медицинскую.

Теперь Таймс-сквер сияет как прежде всеми огнями вывесок. Неудивительно, что за столь быстрое возвращение к привычной жизни население Нью-Йорка с признательностью проголосовало за Обаму. А ночью, несмотря на плохой прогноз погоды, который обещал новый шторм, люди вышли на улицы поприветствовать своего президента.