Россия-США после выборов: будет ли продолжение "перезагрузки"?

Сразу после президентских выборов в США в МГИМО в Москве собралась российско-американская конференция по ядерным вопросам. Так можно ли доверять Америке? И возможно ли продолжение "перезагрузки"? Опрос в среде ведущих экспертов с обеих сторон.

Как бы выборы в США всем ни надоели, попробуем взглянуть на них с неожиданной стороны. Для начала сильно рискну, но позволю себе не согласиться с той частью недавнего доклада МИД России о правах человека в Америке, где говорилось об отсталости системы, при которой президента определяют не избиратели напрямую, а коллегия выборщиков.

Во-первых, всем бы странам такую стабильную, как в США, Конституцию, которую и через 200 лет после принятия не надо переписывать, а надо лишь иногда шлифовать. При этом, конечно, отказ прокурора Техаса пустить наблюдателей ОБСЕ на избирательные участки действительно лишает американцев права утверждать, что они такой уж безупречный образец для подражания.

Во-вторых, голоса, собственно, избирателей в Штатах разделились практически поровну. И если бы не система пересчёта голосов по квотам штатов, то не было бы никаких оснований говорить об очевидной победе Обамы над Ромни — автором фразы о России, как о главном враге США. Хотя, наверное, кое-кто в России был бы и рад втянуть не столько мир, сколько именно свою страну в логику "осажденной крепости" со всеми печально известными вытекающими последствиями.

В-третьих, результаты выборов в Штатах намекают на одну совершенно новую проблему для самой Америки. Смею утверждать, что Обама, конечно, переизбранный на второй срок, но всё-таки — первый и последний президент-афроамериканец. Объясним на примере спорта.

Предел обычных мечтаний в традиционном англо-саксонском мире — заняться гольфом. Но даже в Америке это дорогое удовольствие. Поэтому чаще рядовой американец на выходных разминается в бейсбол, который, впрочем, стал еще более популярным после бегства в США сотен тысяч кубинцев. И цвета продолжают меняться. Вот, кстати, почему уже сейчас в Штатах всё более популярен футбол: в данном случае это влияние не Европы, а именно "латинос". Это их массовая иммиграция приводит к популярности этого ранее маргинального в Штатах вида спорта. А там уже недалеко и до варианта звёздно-полосатого флага, который, например, используют в уругвайском клубе "Пеньяроль". И что же означает такой футбол?

Пока, в целом, в США доминируют белые: их почти три четверти, а небелых, то есть азиатов, афро- и латиноамериканцев — пока нет и трети . При этом латиноамериканцев уже намного больше, чем афроамериканцев . Но уровень рождаемости среди меньшинств таков, что уже через два электоральных цикла их будет пополам с белыми. При этом больше будет "латинос".

Уже сегодня их больше половины в штате Нью-Мексико, скоро будет почти половина в Техасе, больше четверти в Аризоне, где испанский уже объявлен вторым официальным языком штата, и больше, чем в целом по стране, в таких штатах как Колорадо, Нью-Йорк, Нью-Джерси и Флорида.

Пока первым и последним президентом США — не протестантом был Джон Кеннеди. И даже он, белый, ирландец, но католик привёл политический класс США в еще какое движение. А что будет при президенте США из числа католиков-латиноамериканцев? В принципе, может и не быть ничего плохого. Но будет сильно по-другому.

Но завершим теперь разговор о российско-американских делах. По удачному совпадению, сразу после выборов в Штатах в МГИМО в Москве собралась российско-американская конференция по ядерным вопросам. Так можно ли доверять Америке? И возможно ли продолжение "перезагрузки"? Опрос в среде ведущих экспертов с обеих сторон.

"Я, как Рейган — доверяй, но проверяй. Проверять надо все, естественно. Надо все тестировать. Каждая договоренность должна быть положена на бумагу и скреплена, если это серьезная договоренность, решением парламентов, только так. Но в любом случае, все-таки я считаю, как лицо, которое отвечает в правительстве за военно-техническую основу наших действий, что мы должны, прежде всего, думать и о своей материальной способности отвечать на существующие вызовы и угрозы в мире. Но, тем не менее, конечно, никто не отменял международных отношений, никто не отменял международных договоренностей. Но они должны быть скреплены очень четко. Не просто подмигиванием и похлопыванием по плечу, а четкими конкретными юридически обязывающими документами", — уверен Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства России.

"Я думаю, у нас есть возможности продолжить и углубить "перезагрузку". Но это ведь зависит не только от Барака Обамы. Я думаю, он готов к этому, готов уделять время и силы перестраиванию отношений с Россией не только в области ядерной безопасности, но и в более широком смысле — в разрешении региональных конфликтов, торговле и инвестициях. Но это зависит и от президента Путина. Заинтересован ли он в улучшении отношений с США, или же он сфокусирован на таких задачах, как выстраивание Евразийского союза? Это те вопросы, которыми сейчас задаются в Вашингтоне. Я не вижу, чтобы мы получили ясный сигнал от президента Путина, что он заинтересован в развитии наших отношений", — считает Ричард Бёрт, руководитель проекта Global Zero ("Мир без ядерного оружия"), один из руководителей делегации США на переговорах по СНВ-1.

"Если раньше в годы холодной войны у нас была идеологическая несовместимость и военно-политическое противостояние непреодолимое, сила идеологии, то сегодня вот таких идеологических или концептуальных препятствий у нас нет. Мы строим, мы живем по принципам демократии, живем по принципам рыночной экономики. У нас огромное общение между людьми. Наши люди выезжают за рубеж, мы принимаем иностранных гостей. А отношения не улучшаются. Значит мы приходим все к выводу, что это потому, что нам не удалось как раз выстроить отношения доверия", — объясняет Игорь Иванов, президент Российского совета по международным делам, в 1998-2004 годах – министр иностранных дел РФ.

"Мир, в котором мы живем, нестабилен, и эта нестабильность нарастает, особенно в контексте ядерной безопасности. Я очень надеюсь, что по истечении первых трех лет президентских сроков Барака Обамы и Владимира Путина будет заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Но это непростой процесс, тут нельзя просто поговорить по телефону и встретиться, требуются годы тяжелой работы. Но я все же надеюсь, что через три года мы получим новый договор об СНВ", — предположил Джон Шихан, экс-главком Атлантического командования США и НАТО.

"В Российской Федерации новый президент Российской Федерации, как вам известно. И в этой связи мы надеемся на то, что после того, как осядет пыль выборных кампаний, которые всегда сужают маневр действий тех или иных государственных деятелей, мы надеемся на сохранение высшего политического диалога между Россией и США, и на его расширение. Лучше всего, конечно, его расширить на экономическое сотрудничество. Потому что оно сегодня всего лишь в нескольких процентах торгово-экономических обменов России с другими странами. Когда появится экономическая взаимозависимость между Россией и США, тогда появится новая повестка отношений", — уверен Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства РФ.