Миссия "Парус"

В ЦПК имени Гагарина завершаются тренировки экипажа "Союза" с позывным "Парус". Скоро космонавт Роскосмоса Роман Романенко и астронавты Томас Машберн и Крис Хадфилд сдадут экзамен и улетят на космодром Байконур, где уже находится их пилотируемый "Союз".

На этой неделе из космоса вернулись Юрий Маленченко, Сунита Уильямс и Акихико Хошиде, а в ЦПК имени Гагарина завершаются тренировки экипажа "Союза" с позывным "Парус". Скоро космонавт Роскосмоса Роман Романенко и астронавты Томас Машберн и Крис Хадфилд сдадут экзамен и улетят на космодром Байконур, где уже находится их пилотируемый "Союз". Старт намечен на середину декабря.

Рукопожатия, крепкие космические объятия – так прощался с командой МКС экипаж российского корабля "Союз ТМА-05М". Позади — полгода жизни в невесомости.

"Агаты" загрузили в спускаемую капсулу оборудование и контейнеры с результатами медицинских экспериментов, которые ждут на Земле. И, конечно же, проверили своих "Соколов" — полетные скафандры, в них и возвращаться домой.

"Проверка герметичности скафандров, когда весь экипаж на своих рабочих местах в спускаемом аппарате выполняет контроль герметичности. После этого – осмотр. Он должен быть сухим, расправлены все складки. Перчатки тоже должны быть сухими. Скафандр готов для того, чтобы выполнять спуск", — рассказал летчик-космонавт, командир экипажа корабля "Союз ТМА-05М" Юрий Маленченко.

Обратный путь с орбиты — тяжелый и очень волнительный. Два часа после закрытия люка, потом, еще два часа спуска, в эти мгновения надо быть готовым к любым нештатным ситуациям.

Одна "нештатка" следует за другой: пожар, отказ двигателей, в корабле появился черный дым. Эта тренировка – имитация реальной опасности. Еще на земле, в тренажере экипаж отрабатывает действия по спасению корабля.

Такие жесткие тренинги не напрасны. В 2008 году подобное случилось с Юрием Маленченко, когда во время спуска с орбиты, капсула отклонилась от места посадки на 400 километров, а спускаемом аппарате появился дым.

Юрий Черкашин, ведущий инженер–инструктор экипажа: "У Юрия Маленченко был спуск. Внезапно из-под пульта пошел дым, как на тренировке. Они спускались, у них был атмосферный участок спуска, и что-то такое похожее было".
Юрий Черкашин готовит этот экипаж уже два года, он — главный инструктор по всем системам космического корабля. Он будет с космонавтами с момента старта и до самого выведения на орбиту. При необходимости, поможет и при стыковке.

"Они очень подготовленные, очень сильные ребята. У них через одно занятие — комплексная экзаменационная тренировка, на которой будут все нештатные ситуации. Как говорится, тяжело в учении – легко в бою, чтобы им в бою было, в реальном полете гораздо легче, мы отрабатываем с ними практически все нештатные ситуации", — отметил Юрий Черкашин.

Времени на долгие раздумья в космосе не будет, поэтому все действия отрабатываются до автоматизма. Например, при стыковке отказала автоматика, надо быстро брать "штурвал". Бортинженер отправляется в бытовой отсек, а командир выполняет сложную операцию причаливания вручную.

Новые, будто снежные скафандры. Астронавту НАСА Томасу Машберну и канадцу Крису Хадфилду опыта не занимать, за плечами не одна экспедиция на орбиту. Однако на "Союзе" полетят впервые. Перед тренировкой примеряют свои "Соколы". Командир экипажа Роман Романенко так же из летавших. Как правило, космонавты в последующих полетах надевают свои, уже проверенные орбитой, скафандры, Романенко тоже примеряет белоснежный "Сокол". Роману уже полагается обновка, так как между его полетами большой перерыв.

Потомственному космонавту Роману Романенко не терпится отправиться в свой второй полет. Как сам отмечает, по космосу соскучился, да и работа впереди предстоит интересная. Тем более, в таком коллективе.

"Отличный экипаж. С Томом я летал в 2009 году, вместе встретились на орбите, он прилетал на шаттле, десять дней мы провели на МКС. А с Крисом мы знакомы лет десять", — сказал Роман Романенко.

Кристофер Хадфилд – герой страны "кленового листа". Он – единственный гражданин Канады, побывал на станции "Мир", и первый канадец, который совершил выход в открытый космос. Опытнейший летчик говорит, что заболел полетами в далеком детстве, когда впервые пассажиром оторвался от земли на самолете. Освоил более 70 типов летательных аппаратов, космические полеты – как логическое движение все выше в небо.

Как только интернациональный экипаж сел в корабль, английская речь перестала звучать. Вся тренировка – четыре часа общения, терминов и указаний – только на русском. Как оказалось, это принципиальная позиция астронавтов.

А вот когда экипаж работает на американском сегменте или связывается с центром управления в Хьюстоне, говорят по-английски. Поэтому русские космонавты знают его практически в совершенстве. Однако, на станции свой язык – это смесь русского и английского.

Их старт намечен в декабре. Предновогодние хлопоты на Земле и на станции. Ведь прилетят на орбиту космонавты "Союза" как раз в канун католического Рождества, а там и до боя кремлевских курантов недалеко.