Вторая попытка: КНДР снова попытается вывести на орбиту спутник

Северная Корея находится в одном шаге от запуска баллистической ракеты, которая должна доставить на орбиту спутник. МИД России пытается отговорить КНДР от этого шага, а Япония заявила уже о своей готовности сбить ракету на взлёте.

Руководство Северной Кореи объявило о своём намерении запустить баллистическую ракету "Ынха-3" с научно-исследовательским спутником "Кванменсон-3" в период между 10 и 22 декабря. Свою озабоченность уже выразили министерства иностранных дел Южной Кореи, Японии, России и Великобритании. Очевидно, по мере приближения "часа Х" обстановка на полуострове будет только накаляться.

Предыдущую попытку запуска спутника при помощи баллистической ракеты КНДР предприняла 12 апреля 2012 года. Тогда ракета развалилась на куски через несколько минут после запуска, а обломки упали в 165 километрах от Сеула. Несмотря на то, что запуск был признан неудачным, он расстроил сделку с США о поставке 240 тысяч тонн продовольствия. Впрочем, это не первый случай, когда КНДР пытается извлечь выгоду из своей ядерной программы. Фактически шантаж мирового сообщества де-факто и есть главная цель развития ракетно-ядерного потенциала, и это несложно проследить по истории корейского мирного, а потом и военного атома.

Несмотря на то, что ядерная программа Северной Кореи берёт своё начало ещё в 60-х годах XX века, до 1986 года КНДР обладала лишь одним, легководным реактором ИРТ-2000 мощностью 2 МВт, который не вырабатывает необходимый для создания ядерного орудия плутоний. В надежде на помощь СССР в строительстве атомной электростанции 14 декабря 1985 года КНДР ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В качестве поощрения Советский Союз поставил в научно-исследовательский центр в Йонбене газо-графитный реактор мощностью 5 МВт, способный каждые два года нарабатывать по 15 килограммов плутония. Согласно условиям ДНЯО в течение 18 месяцев Северная Корея должна была предоставить в Международное агентство атомной энергии (МАГАТЭ) список ядерных объектов и материалов, а также заключить соглашение об инспекциях.

Из-за многочисленных проволочек инспекции МАГАТЭ начались лишь в 1992 году и практически сразу открыли неприятную правду: КНДР сознательно вводит мировое сообщество в заблуждение насчёт своей ядерной программы. Так, согласно предоставленным сведениям, КНДР удалось накопить 90 граммов плутония, полученных во время единовременной акции в 1990 году. Однако, проанализировав предоставленные образцы, инспекторы МАГАТЭ пришли к выводу, что плутоний был получен в результате регулярной переработки ядерного топлива в течение нескольких лет. МАГАТЭ потребовало от КНДР проведения "специальных инспекций" двух объектов по хранению ядерного топлива, где, по данным спутниковой разведки, находились установки по выделению плутония. КНДР отвергла проведение инспекций и 12 марта 1993 года заявила о своём выходе из ДНЯО.

После этого заявления произошло резкое обострение ситуации на Корейском полуострове, однако в силу позиции Китая Совет Безопасности оказался не в состоянии применить санкции в отношении КНДР и лишь рекомендовал ей "позволить инспекторам МАГАТЭ завершить свою работу". В результате США заявили об односторонних санкциях и направили в Восточно-Корейское море авианосную группу, а в Южную Корею – комплексы "Пэтриот". Эти события были названы "корейским ракетным кризисом". Кризис был урегулирован в октябре 1994 года в результате посреднической миссии бывшего президента США Джимми Картера, и 21 октября между КНДР и США в Женеве было подписано Рамочное соглашение.

Согласно этому документу, специфика которого не требовала ратификации, Северная Корея приостанавливала своё решение о выходе из ДНЯО, замораживала работу ядерных реакторов и возобновляла инспекции МАГАТЭ. В обмен на это США должны были построить КНДР два реактора на лёгкой воде, которые нельзя бы было использовать для производства плутония, а до момента завершения строительства поставлять нефть для электростанций. Также обе стороны выражали стремление к скорейшему снятию санкций и нормализации двусторонних отношений. Буквально через несколько недель в США прошли выборы в Палату представителей, победу на которых одержали республиканцы, которые не приветствовали подписание Рамочного соглашения, считая его умиротворением агрессора. В итоге санкции так и не были сняты, топливо приходило с задержками и не в полном объёме, а о восстановлении дипломатических отношений и думать забыли. На этом фоне в конце 90-х годов Северная Корея приобретает мощности для изготовления центрифуг, используемых для обогащения урана, а в 1998 году испытывает ракету среднего радиуса действия, которая пролетела над территорией Японии и упала в Тихий океан.

В 2001 году президентом США становится Джордж Буш-младший, который в своём ежегодном обращении к Конгрессу 29 января 2002 года причислил Северную Корею к "Оси зла". Это заявление вызвало бурю негодования в КНДР, особенно после заявления заместителя госсекретаря Джеймса Келли в октябре 2002 года о том, что Северная Корея ведёт обогащение урана, что стало причиной замораживания поставок топлива. В итоге 12 декабря 2002 года КНДР официально заявляет о возобновлении ядерной программы и выдворяет из страны инспекторов МАГАТЭ, а 10 января 2003 года окончательно выходит из ДНЯО. После этого начинаются шестисторонние переговоры с участием КНДР, США, Южной Кореи, Китая, Японии и России, которые, впрочем, не приводят к ощутимым результатам. 16 сентября 2004 года МИД КНДР объявляет об отказе от переговоров, а 10 февраля 2005 года впервые открыто заявляет о создании ядерного оружия. После этого заявления страны-участницы шестистороннего диалога усиливают давление на КНДР с целью вернуть Северную Корею за стол переговоров.

В ходе переговоров КНДР согласилась было ввести мораторий на ядерные испытания, однако отказ США от поставок легководных реакторов вкупе с заявлениями американских дипломатов и введением экономических санкций сводит переговоры на нет: 9 октября 2006 года КНДР проводит ядерные испытания, осуждённые всеми членами Совета Безопасности, включая Россию и Китай: СБ ООН принимает резолюцию 1718, в которой требует от КНДР прекратить ракетные и ядерные испытания, выработку плутония и производство нового оружия и вернуться за стол переговоров, а также вводит санкции, запрещающие поставлять в КНДР ядерные компоненты, оружие и предметы роскоши. Тем не менее, 27 мая 2009 года КНДР проводит повторные ядерные испытания под предлогом "защиты интересов нации и суверенитета государства от превентивного удара США". Переговоры заходят в тупик.

Специфика положения Северной Кореи заключается в том, что она обладает ядерным потенциалом, хотя и не входит в официальный "ядерный клуб". Поэтому, согласно Договору о нераспространении, её ядерное оружие подлежит уничтожению, а объекты – закрытию до полной проверки инспекторами МАГАТЭ. Тем не менее, дело зашло слишком далеко: ещё со времён ядерной гонки вывод спутника на орбиту фактически означал создание межконтинентальной баллистической ракеты, и сейчас речь идёт уже не о региональной ядерной войне, а об угрозе безопасности США. В этой связи на Окинаву срочно были переброшены комплексы "Пэтриот", а Япония заявила о своей готовности сбить северокорейскую ракету, если она будет угрожать безопасности страны.

Несмотря на внешнюю суету, большинство стран продолжают сохранять спокойствие: во-первых, это уже не первый запуск ракеты, а во-вторых, после ядерных испытаний Северной Корее уже трудно кого-то напугать. Эксперты указывают на то, что взорвать ядерное устройство – это одно, а изготовить боезаряд для ракеты – совсем другое, и что КНДР пока не обладает необходимыми мощностями. Также в этой связи любят вспоминать слова Ким Чен Ира, сказанные ещё после испытаний в 1998 году: "Неужели вы принимаете нас за идиотов, которые могут напасть на США и тем самым обречь Северную Корею на полное уничтожение?" Безсуловно, конечной целью является не спутник, но ядерный потенциал КНДР пока действительно представляет минимальную угрозу – скорее, это стремление защитить страну от внешнего вмешательства, о котором всё чаще говорят в Пентагоне, а также в очередной раз сплотить благодарное население вокруг великих идей чучхе.