Венгерские учёные выяснили, в чём древние художники были лучше современных

Наскальное изображение древнего быка

Наскальное изображение древнего быка
(фото с сайта dailymail.co.uk).

Доисторическое изображение слона. Три картинки показывают возможные варианты расположения плоскости земли относительно ног животного. При любом из них положение ног является неправильным

Доисторическое изображение слона. Три картинки показывают возможные варианты расположения плоскости земли относительно ног животного. При любом из них положение ног является неправильным
(фото Luca Galuzzi, иллюстрации Horvath et al./PLOS ONE).

Фото статуи, изображающей польского короля Яна III Собеского на коне, и схематическое изображение, показывающее природное положение ног лошади

Фото статуи, изображающей польского короля Яна III Собеского на коне, и схематическое изображение, показывающее природное положение ног лошади
(иллюстрация Horvath et al./PLOS ONE).

Наскальное изображение древнего быка
Доисторическое изображение слона. Три картинки показывают возможные варианты расположения плоскости земли относительно ног животного. При любом из них положение ног является неправильным
Фото статуи, изображающей польского короля Яна III Собеского на коне, и схематическое изображение, показывающее природное положение ног лошади
Любопытное заключение сделали учёные из университета Будапешта. Проанализировав наскальные рисунки древних людей, они выяснили, что по некоторым параметрам их творения превосходили полотна современных художников.

Любопытное заключение сделали доктор Габор Хорват (Gabor Horváth) и его коллеги из университета Будапешта. Проанализировав наскальные рисунки древних людей, они выяснили, что по некоторым параметрам их творения превосходили полотна современных художников.

Исследователи изучили рисунки коров, слонов, быков, лошадей и прочих четвероногих в движении, сделанные в доисторический период представителями рода Homo, а также художниками разных исторических эпох. Анализу подверглись и статуи животных.

Наскальное изображение древнего быка (фото с сайта dailymail.co.uk).

Оказалось, что наши предки изображали шагающих, идущих рысью и бегущих четвероногих существ лучше, чем представители современных художественных школ. Дело в том, что большинство существ, ходящих на четырёх ногах, передвигают конечности в определённой последовательности. Впервые эту "проблему" изучил и описал Эдвард Мейбридж в 80-х годах XIX века.

Венгры случайно заметили, что многие люди и сейчас изображают положение конечностей четвероногих неправильно. Желая понять, каким было положение дел раньше, они исследовали все доступные рисунки. Оказалось, что в доисторических "произведениях искусства" ошибки встречались в 46.2% случаях, в то время как в ранних работах настоящих художников движение животных было ошибочным в 83,5% случаев. На современных картинах (к таковым учёные отнесли все, что появились после 1887 года) неправильное положение конечностей встречается реже — в 57,9%. Однако, как видим, первые люди были всё же осведомлённее землян, живших и живущих в XX и XXI веке.

В связи с этим напрашивается логическое объяснение: наши предки лучше изображали четвероногих животных, потому что чаще имели с ними дело. Первые представители рода Homo наблюдали за их походкой на охоте и знали их анатомию, так как разделывали туши пойманных существ. Однако учёные из Будапешта в своей статье, вышедшей в журнале PLoS ONE, не спешат с выводами на этот счёт.

Доисторическое изображение слона. Три картинки показывают возможные варианты расположения плоскости земли относительно ног животного. При любом из них положение ног является неправильным (фото Luca Galuzzi, иллюстрации Horvath et al./PLOS ONE).

Также по теме:
Найдены первые наскальные рисунки неандертальцев
Красные диски Испании признаны самыми древними наскальными изображениями Европы
Доказано существование мультипликации в каменном веке