Исторический успех: КНДР удалось вывести спутник на орбиту

КНДР успешно провела запуск ракеты "Ынха-3" и вывела на орбитальную орбиту спутник "Кванменсон-3". Население Северной Кореи ликует, а ведущие дипломатические службы выражают свою озабоченность. Что дал стране запуск спутника, и по какому сценарию будут развиваться дальнейшие события?

О запуске северокорейской ракеты говорят уже не первый день. 3 декабря руководство КНДР уведомило Японию о своём намерении запустить ракету со спутником в период между 10 и 22 декабря. Несмотря на протесты со стороны Японии, США, Южной Кореи и ООН, подготовка к запуску шла по расписанию. 10 декабря власти КНДР заявили о демонтаже ракеты "Ынха-3" в связи с выявленными неисправностями, а стартовое окно продлили до 29 декабря. Однако 12 декабря, всего два дня спустя, государственное телевидение Северной Кореи заявило о том, что ракета была запущена, а спутник успешно выведен на орбиту, что с сожалением подтвердили космические агентства других стран.

Имела ли место дезинформация или неисправности действительно удалось ликвидировать так быстро – вопрос риторический. Вполне возможно, что этими заявлениями руководство КНДР решило усыпить бдительность японской военной разведки: Япония обещала сбить ракету, если она будет угрожать её безопасности, и привела армию в полную боевую готовность. Ракета действительно пролетела над несколькими островами, которые административно принадлежат к префектуре Окинава. Тем не менее, попыток сбить северокорейскую ракету японские власти предпринимать не стали, и она благополучно вывела спутник на орбиту, сбросив ступени ракеты-носителя в заранее указанных секторах Тихого океана.

Этот успех особенно примечателен на фоне неудачного запуска аналогичной ракеты в апреле 2012 года – тогда "Ынха-3" взорвалась через несколько минут полёта, а обломки ракеты и спутника упали в море. Несмотря на неудачу, апрельский запуск сорвал крупную продовольственную сделку с США и усилил международную изоляцию Северной Кореи. Тем не менее, работы над созданием ракеты, способной вывести спутник на орбиту, продолжились. Особенно важным нынешний запуск был для молодого руководителя КНДР Ким Чен Ына, особенно после неудачной попытки в апреле, с которой совпало его первое публичное выступление на военном параде в честь столетия его деда Ким Ир Сена. Люди на улицах Пхеньяна говорят, что гордятся быть корейцами, и им можно верить.

После того, как вывод спутника на орбиту был подтверждён ведущими космическими агентствами, участники шестисторонних переговоров вокруг ядерной программы КНДР выразили разочарование и озабоченность по поводу нарушения Резолюции 1874 СБ ООН, запрещающую КНДР проводить испытания межконтинентальных баллистических ракет. Глава МИД России Сергей Лавров резко осудил запуск, заявив, что он создаёт угрозу для региональной безопасности, а представитель Японии при Совете Безопасности ООН призвал созвать экстренное совещание для обсуждения возможных санкций в ответ на запуск ракеты. Власти КНДР отвергают обвинения, заявляя, что запуск спутника носил исключительно мирный характер.

В интервью сайту "Вести.Ru" ситуацию прокомментировал ведущий научный сотрудник Института проблем безопасности РАН, ответственный секретарь журнала "Международные процессы" Алексей Фененко:

"На мой взгляд, ожидать принятия жёстких мер в отношении КНДР не стоит, по крайней мере, пока в Совет Безопасности входит Китайская Народная Республика – возможно, резолюция и будет принята, но реальных санкций она содержать не будет. Запуск спутника формально не считается запуском межконтинентальной баллистической ракеты. Согласно Договору о космосе 1967 года, "космос и небесные тела открыты для всех государств без какой-то дискриминации на основе равенства", то есть, никто не имеет права запретить Северной Корее исследования в этой области. Однако стоит обратить внимание на рывок, который совершила КНДР за последние десять лет. Большинство испытаний, которые проводились в 90-е и в начале 2000-х годов были основаны на старых советских технологиях и заканчивались неудачей. Успех, достигнутый за такой короткий промежуток времени говорит о том, что развитию космической программы Северной Кореи мог кто-то помочь. Вполне вероятно, что это ответ Китая на политику сдерживания со стороны США, которая активно развернулась в последний год.

Что касается позиции Японии, то она основана на нескольких факторах: во-первых, безусловно, это проблема безопасности: Япония понимает, что в случае гипотетического конфликта в Пхеньяне могут принять решение нанести удар не по Сеулу, а по Токио. Во-вторых, есть вопрос экологии: поскольку Япония — единственной страна, против которой было использовано ядерное оружие, её жители лучше других знают о последствиях ядерных бомбардировок. И в-третьих, Япония, безусловно, хочет использовать американо-корейское противостояние в свою пользу. К примеру, если бы Силы самообороны Японии сегодня сбили северокорейскую ракету, это стало бы первым прецедентом их использования за пределами Японии, а, значит, и поводом для пересмотра ограничений её военного статуса, налагаемых Сан-Францисским мирным договором 1951 года. Тот факт, что ракета всё-таки не была сбита, говорит о том, что американское руководство не заинтересовано в появлении самостоятельной японской армии и не хочет давать для этого поводов.

Если говорить о международном значении этого запуска, то оно, безусловно, понятно: КНДР демонстрирует всему миру, что может отправлять ракеты на очень большие расстояния. Учитывая её слабость по другим позициям "ядерной триады" (стратегические ядерные бомбардировщики и ядерные ракеты на подводных лодках), руководство Северной Кореи совершенно обоснованно делает ставку на межконтинентальные баллистические ракеты. Сегодняшняя акция – недвусмысленное послание США, что, в случае агрессии, ядерной атаке могут подвергнуться Гавайи или, при некотором стечении обстоятельств, Западное побережье.

После конфликта между Северной и Южной Кореей вокруг спорного острова Ёнпхёндо в ноябре 2010 года подобный шаг можно рассматривать ещё и как попытку вбить клин между США их крупнейшим военным союзником. Тогда Соединённые Штаты ограничились военными учениями в ответ на обстрел южнокорейской территории. Сейчас бездействие со стороны американского руководства может быть воспринято в Южной Корее, в которой через неделю пройдут президентские выборы, как предательство. Конечно, руководителей КНДР раздражают американские авианосцы с ядерным оружием у её границ, поэтому, охлаждение отношений между Южной Кореей и США могло бы сыграть им на руку. Поэтому запуск – это ещё и демонстративный отказ от шестисторонних переговоров в пользу двухсторонних, которые позволили бы наладить более плотное экономическое взаимодействие (в первую очередь, в области продовольственных поставок) без посредничества третьих стран".

Как мы видим, запуск спутника носит не только научный или идеологический характер, но и имеет глубокий международный посыл. Для того чтобы оценить его последствия, можно вспомнить запуск первого спутника в истории – тогда руководству СССР удалось не только сплотить население вокруг космической идеи, но и продемонстрировать всему миру свою боевую мощь. Спустя 55 лет этот успех удалось повторить Северной Корее. Пока что уровень не позволяет говорить о создании полноценной ракеты-носителя для ядерного заряда, однако, несмотря на официальные заявления первых лиц КНДР, темпы, с которыми развивается ракетная и ядерная программы, говорят о том, что сбрасывать такую возможность со счетов точно не стоит.