Денис Буцаев: будем поддерживать российские технологии в переработке отходов

В России создается комплексная система утилизации и переработки мусора. Координировать работу региональных организаций в этой сфере будет Российский экологический оператор. Гендиректором компании был назначен бывший зампред правительства Московской области Денис Буцаев.

Комплексная система переработки мусора запускается в России. Координировать работу региональных операторов будет Российский экологический оператор. Гендиректором компании стал бывший зампред правительства Московской области Денис Буцаев. Он рассказал о запуске новой отрасли, задачах РЭО, контроле за тарифами и привлечении инвесторов.

- Задач много, заявлена реформа обращения с отходами. С чего планируете начать?

- РЭО — это интегратор, который должен способствовать созданию новой отрасли экономики. Мы создаемся в формате публично-правовой компании, чтобы являться организацией, которая с одной стороны, помогает регионам и федеральному центру в проведении мусорной реформы. Это достаточно большая, комплексная задача — создание в этой сфере сквозного контроля и системы обращения с ТКО. А с другой стороны требуется создать условия для инвестиционной привлекательности данной отрасли, чтобы и инвесторы, и существующие участники рынка чувствовали себя в ней еще более комфортно.

- Какие направления сейчас в приоритете?

- Достаточно большое количество задач можно отнести к приоритетным, но есть первоочередные. К таким я бы отнес создание нормативно-правовой базы. Мы должны сделать так, чтобы отрасль заработала в прозрачном, белом варианте, сформировать достаточно прозрачные и понятные правила игры.

Уже есть принятые законодательные акты, которые в большей мере установили основные принципы. Но они нуждаются в дополнении. В том числе исходя из задач, которые поставлены президентом, в том числе, и в последнем послании, и премьер-министром.

Мы планируем перейти на работу, связанную с методиками и нормативами. В настоящий момент они нуждаются в определенной коррекции и уточнении. Это будет возможно сделать после прохождения некоторых технических этапов реформы. Также потребуется опыт тех регионов, которые уже активно участвуют в реформе и имеют накопленные данные от первичных образователей отходов.

- Сколько регионов принимают участие в стране уже сейчас?

- Принимают все регионы. Но есть определенное количество регионов, которым законом предоставлена возможность получить так называемую отсрочку в проведении указанных мероприятий. Причем некоторые из них отказались, как Севастополь. Отсрочка не означает, что эти регионы ничего не делают, она лишь говорит, что комплексная система, которая необходима, в этих достаточно крупных субъектах сложна, поэтому они получили право на более длительный срок внедрения.

- Как будет строиться работа в регионах? Региональные операторы уже определились?

- Право выбора региональных операторов предоставляется субъектам, и за ними сохраняется. Никто на него не покушается. Мы оценим работу региональных операторов, которые действуют на территориях. Если региональный оператор не справляется со своими обязанностями, то предоставлено право о расторжении соответствующего договора и выборе нового оператора.

Нет цели, чтобы РЭО стал оператором во всех субъектах. Наоборот, он должен в этом отношении быть помощником региональным операторам, которые в данный момент либо действуют, либо находятся в состоянии конкурсных процедур, либо желают принять в них участие. Задача — создать инструментарий как для привлечения инвестиций в указанную отрасль, так и для нормативно-правового сопровождения деятельности, в том числе, региональных операторов, чтобы она была более эффективной.

Основная задача, поставленная правительством, президентом, — сделать указанную услугу максимально качественной и объемной для населения, при этом сохраняя контроль над ценообразованием. Она не должна быть излишне дорогой или непонятно дорогой для населения. Регоператор если принимает на себя определенные обязательства, то должен их соблюдать.

Он должен создавать перерабатывающие мощности, новые технологии, связанные с утилизацией мусора, новые площадки для сбора и сортировки.

- По какому принципу разделяется функционал компаний, которые выбирают в субъектах?

- Регоператор отвечает за все. Есть определенные квалификационные требования, каждый субъект их вправе устанавливать самостоятельно. Но есть и общие для всех. Исходя из того, каким образом сформулированы условия конкурса, региональные операторы принимают на себя четкие обязательства по срокам, по объемам инвестиций, по объему инфраструктуры, который они должны создать. А условиями являются территориальные схемы вращения ТКО, которые также будет необходимо по поручению правительства проанализировать по всей территории Российской Федерации силами публичной правовой компании.

- То есть, вы будете смотреть, насколько соблюдается законодательство?

- Насколько корректна схема, насколько соблюдается законодательство и насколько регоператоры в этом отношении выполняют те инвестиционные обязательства, которые они на себя взяли. Но это только отдельная часть нашей работы. Как я уже сказал, основная задача — это не найти виновного, а запустить отрасль. Исходя из этого, мы будем параллельно заниматься созданием инструментов и условий, чтобы в отрасль приходили, во-первых, новые инвесторы, и отрасль развивалась планомерно для выполнения задач, которые перед ней ставятся.

- Инвестиции по каким направлениям вы ожидаете и как планируете заинтересовывать инвестора? Вы будете говорить: "Приходите к нам в новую отрасль, приносите деньги, мы обещаем вам больший процент, чем если вы положите в банк"?

- Я думаю, если говорить в общем, то работа может строиться таким образом. Естественно, если мы переходим к конкретике, то появляется много нюансов, которые требуют разъяснений для инвесторов. Инвесторы также будут различаться, исходя из того, куда они инвестируют и что за инвестиции подразумеваются.

Мы понимаем, что есть сама услуга, которая оказывается населению, региональный оператор — это инвестор. Существует также инвесторы, которые могут инвестировать в оборудование, которое регоператоры покупают, чтобы оказывать услугу.

Существует большое количество компаний финансового сектора, которые могут предоставлять финансовые услуги для отрасли. Есть компании, которые будут заниматься оказанием дополнительных услуг тем участникам отрасли. Исходя из многогранности отрасли, мы должны сформулировать пакетное предложение для каждого из видов инвесторов.

Мы понимаем, какое большое количество оборудования и технологий будет задействовано в этом направлении. Большинство из этих технологий в настоящий момент являются зарубежными. При этом мы не видим ничего сложного в том, чтобы они были локализованными, либо использовались российские аналоги, которые успешно развиваются несколько последних лет.

Мы совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации продолжим программу с локализацией как импортных технологий, так и поддержкой российских технологий и производства оборудования для отрасли.

- Тарифы должны позволять зарабатывать инвесторам. Не вырастут ли тарифы?

- Мы отрасль создаем на рыночных правилах. Она в этом отношении сталкивается со спросом и предложением. Если предложение будет слишком дорогим, то на него не будет спроса, и это регоператорам и всем участникам рынка надо понимать. Просто выставить услугу и заставить за нее платить — неправильно.

Все должны понимать, что под каждой услугой существует расчет, корректность которого мы будем проверять. А самое главное — существует обоснованность расходов, сформированных объемами инвестиций, которые вложил тот или иной инвестор. Поэтому существует необходимость проверки тарифов регоператоров по так называемому "затратному методу". Он показывает свои затраты, показывает определенную норму прибыли, которая лимитирована законодательством и в данный момент не может превышать 5 процентов. После этого устанавливается тариф. Корректность начисления тарифа — одна из задач, за которой будет следить РЭО.