Кудрин: Трамп может спровоцировать передел мировых рынков

В Москве – очередной Гражданский форум Алексея Кудрина. "Вести в субботу" узнали у заместителя председателя Экономического совета при президенте РФ, что он, как его называют, "системный либерал", думает о выборах в США.

В Москве — очередной Гражданский форум Алексея Кудрина. "Вести в субботу" узнали у заместителя председателя Экономического совета при президенте РФ, что он, как его называют, "системный либерал", думает о выборах в США. Также Кудрин прокомментировал арест когда-то его заместителя в Минфине Алексея Улюкаева.

- Алексей Леонидович, вы скептически, еще будучи в США, отозвались о позиции Следственного комитета по поводу ареста Алексея Валентиновича Улюкаева. Но прошло несколько дней после вашего заявления, а Следственный комитет стоит на своем. Может быть, вы, к сожалению, ошибаетесь?

- Мы не знаем. Поэтому, конечно, нам нужна дополнительная информация. Мои сомнения в том, что все так могло быть, связаны с непростой конфигурацией его разговора на территории "Роснефти". Вообще-то, не принято, что бы министр – я такое даже представить себе не могу — особенно с таким авторитетным и весомым человеком, как Сечин, мог бы так себя вести. Поэтому у меня все равно остаются вопросы. Понятно, что мы все должны разбираться. Хотелось бы больше прозрачности, открытости следствия, потому что это очень чувствительный вопрос для общества, по которому нужно давать полноценную своевременную информацию. Нельзя просто затаиться. Я к этому призываю. Безусловно, я понимаю, что все равно следствие должно идти, но надеюсь, что будет соревновательность в процессе. То есть будут выслушаны все стороны, а не, как у нас часто бывает, когда заранее всех уже обвинили. И потом зачастую дело разваливается. Такое уже было.

- С одним из ваших заместителей.

- В том числе и с моим бывшим заместителем была такая ситуация.

- Рамзан Кадыров вступил в эту дискуссию и сказал, что, как он теперь понимает, Улюкаев препятствовал и нормальной работе "Чеченнефтехимпрома", точнее, передаче его в собственность республике.

- Такие люди, как министр экономического развития, принимают множество решений, которые не всегда всем удобны. Но я не думаю, что нужно сейчас эту тему вплетать в нынешний контекст.

- Вы совсем недавно вернулись из Америки?

- Да, там проходил форум.

- И выборы.

- Еще там проходил и биржевой форум, который проводила Московская биржа. Мы работаем с иностранными инвесторами во всех частях мира.

- Как интересно. Вы либерал или консерватор? Вас называют "системным либералом". В московской политической тусовке ходил слух, что московские системные либералы ставили все-таки на Клинтон, потому что рассчитывали, что, вступив в переговоры с вновь избранным президентом Клинтон, смогут поднять свои ставки в глазах Путина, российского руководства. Насколько это правда?

- Я свое мнение высказал до выборов. Я сказал, что и Клинтон, и Трамп, скорее всего, с точки зрения последствий будут для России одинаковы. США — это очень серьезная машина, система, которая связана с разделением власти между президентом, парламентом, другими институтами. Там в аппарат администрации президента зачастую приходят в том числе и из бизнеса, из интеллигенции. Это выстроенная машина. Президент там не обладает такими полномочиями, как в России. Это общество системы сдержек и противовесов. Вот почему я говорил, что кто бы там ни был, Клинтон или Трамп, мы будем иметь продолжение американской политики, но, понятно, что при каких-то обстоятельствах есть немного больше шансов на взаимопонимание. Я посмотрел, что американские и английские либералы, как принято это называть там, пишут о тех иностранных лидерах, которые одобрительно отозвались об избрании Трампа. Американские и английские либералы таких иностранных лидеров называют пророссийскими. И вносят опять элемент конфронтации.

- Может быть, им действительно лучше, что Трамп победил?

- Дело в том, что Трамп был очень резок или экстравагантен в ряде своих предложений. Например, установить громадные — больше 40% — импортные пошлины для китайских товаров. Это бы разрушало систему мировых договоренностей в области торговли, включая ВТО и другие. Это конечно привело бы к переделу мировых рынков торговли, что может резко снизить экономический рост. Есть даже прогнозы, что при такого рода решениях мир снова может погрузиться в рецессию. Вот это настораживало в выступлениях Трампа. Реальную политику, которую он будет проводить, еще никто не знает. В отношении России хочу сказать, что у нас немного избыточная эйфория. Ключевыми вопросами в отношениях России и США все равно являются и проблема расширения НАТО, и проблема размещения ПРО, и проблема Донбасса и Украины, вопросы в Сирии и ряд других геополитических вопросов. В зависимости от них будут выстраиваться отношения с США. Это очень серьезный диалог по ключевым чувствительным для мира вопросам. Если там не будет прогресса, то, видимо, у нас и не будет улучшения отношений. Но, думаю, что при таком взаимопонимании у нас появляется больше шансов для продвижения.

- Как минимум интонация меняется.

- Да.

- Вы упомянули Китай. В Америке существует мнение, что Трамп заинтересован в нормализации отношений с Москвой, дабы отвести Москву от Пекина и лишить Пекин поддержки со стороны России. Как вы думаете, если это действительно произойдет, как Москва будет Вашингтону отвечать на предложение сузить свое сотрудничество с китайцами?

- Думаю, Трамп еще не строит таких срочных стратегических планов в отношении России. Но, будучи предпринимателем и прагматиком, ему нужны очень конкретные шаги и конкретные результаты. Я думаю, что улучшение отношений с Россией — это вполне разумный шаг, снижение геополитической напряженности. Конечно, США выгодно установить отношения с Россией, чтобы Россия, может быть, меньше общалась с Китаем. В принципе, это стратегически выгодно для США. Но насколько Трамп так вот стратегически мыслит, мне трудно сказать.

- И уж тем более вряд ли в Москве на это пойдут.

- Мне кажется, он просто очень прагматичен, исходя из своих навыков предпринимателя.

- И, еще не встречавшись с Путиным, понимает, где для того есть такие красные линии, которые Россия никогда не перейдет.

- Я думаю, он это понимает. Он неглупый человек.

На IV Общероссийском гражданском форуме — дебаты о состоянии российского общества и экономики, десятки презентаций, семинаров, дискуссий и деловых игр посвящены поиску новой модели социального государства. У вдохновителя и сопредседателя форума Алексея Кудрина – масса идей про экономику, например, что с возобновлением роста в 2018 году надо возобновлять приватизацию. При этом Кудрин призывает к продолжению приватизации не только ради повышения доходов бюджета, но и для изменения структуры и даже настроения в экономике.

- Позволю немножко провокационный вопрос. Вернусь к теме Улюкаева. Президент сказал, что доверие утеряно. Так, может, вам занять пост министра экономического развития?

- Этот вопрос я не комментирую, потому что не принимаю такие решения. Мне кажется, я сейчас более важной темой занят — подготовкой программы для нового президентского срока. Президент поручил Центру стратегических разработок разрабатывать стратегию с 2018-го по 2024 годы. Мы активно работаем с ведущими государственными, негосударственными институтами, с министерствами. Большой коллектив работает над этим. Мы как раз смотрим, как сделать так, что бы и через 7-8 лет, и на рубеже до 2035 года страна существенно продвинулась. Без экономической силы мы не будем иметь ни военную силу, ни свои позиции в геополитических спорах. Экономика будет стоять впереди. Я выполняю поручение президента. Если есть спрос на стратегию развития страны, при том что, как я считаю, сейчас делается недостаточно для этого, то, как мне кажется, прийти с такой программой в правительство или к президенту впоследствии — это более ценная задача.