"Налог на Google" уравняет конкуренцию российских и зарубежных IT-компаний

Госдума приняла в окончательном чтении закон о так называемом налоге на Google. Теперь иностранные компании, которые продают россиянам через Интернет электронный контент и софт, должны будут платить НДС. Как это уже делают российские компании.

Иностранные компании, торгующие музыкальными или видеофайлами в Рунете, будут уплачивать НДС в размере 15,25 процента. "Налог на Google" вступит в действие с 1 января 2017 года. Сборы за счет "налога на Google" принесут российскому бюджету 10 миллиардов рублей. Международным компаниям, продающим онлайн-софт, нужно будет отдельно зарегистрироваться в ФНС.

"Налог на Google" -- теперь официально в России. Иностранные компании, торгующие музыкальными или видеофайлами в Рунете, будут уплачивать НДС. Ставку Госдума определила в размере 15,25 процента. Действовать новый закон будет с 1 января 2017 года. Его смысл -- уравнять конкуренцию российских и зарубежных IT-компаний. Ведь если пользователи покупают приложения в онлайн-магазинах AppStore или Google Play, налоги уходят в чужие страны. Теперь международным игрокам придется встать на учет в российской налоговой.

"Этот закон предусматривает, что если компания никакого представительства не имеет, то все равно налог заплатит. Поэтому вводится такой механизм регистрации для уплаты НДС. Даже не имея представительства в России, компания обязана встать на регистрацию в налоговую и уплатить налог", — объясняет старший юрист налогового отдела KPMG Андрей Грачёв.

Кроме приложений, песен и музыки в документе перечислен почти весь интернет-софт. Это антивирусы, программы блокировки рекламы и даже игры. Сборы с них принесут российскому бюджету 10 миллиардов рублей. Того, кто платить откажется, ждет статья за уклонение.

Впрочем, схожие нормы давно работают в странах Запада. В Британии, Австралии, Японии и Южной Корее налог собирают в той стране, где компании продают свой продукт. Еще дальше пошел Китай. Власти Поднебесной в апреле ввели сбор на все покупки из-за рубежа. Их объем превышает 85 миллиардов долларов. Однако решение оказалось поспешным, и закон пришлось "заморозить" ровно на год.

"После введения этого налога многие компании стали терпеть убытки. Некоторые даже возвращали импортированные товары, которые хранились на таможенных складах", — рассказывает научный сотрудник Исследовательского института при Совете Китая по развитию международной торговли Чжао Пхин.

"Продажи через нашу платформу упали на 30 процентов, а по сравнению с тем же периодом в прошлом году — на 40 процентов. Так что введение переходного периода даст нам время для адаптации", — комментирует генеральный директор интернет-магазина Ма Цзылинь.

Эксперты уверяют: российским онлайн-покупателям беспокоиться не стоит. Конкуренция на рынке и так высока. Поэтому повышение цен равносильно потере клиентов. Но даже если и придется переписать ценник, то не больше, чем на сумму налога в 15 процентов. Сам же Google, в честь которого и прозвали закон, от комментариев воздержался. Там лишь напомнили, что налоговое законодательство компания соблюдает во всех странах мира.