"Энергетика": Балтийский СПГ, обратный инжиниринг, воздушный мониторинг

Балтийский СПГ. В чем уникальность проекта и кому будут реализовывать российское сжиженное топливо? Обратный инжиниринг. Минпромторг разрабатывает программу создания российских аналогов импортного оборудования. Беспилотники против вертолетов: сколько стоит воздушный мониторинг газовых магистралей.

Балтийский СПГ. В чем уникальность проекта и кому будут реализовывать российское сжиженное топливо? Обратный инжиниринг. Минпромторг разрабатывает программу создания российских аналогов импортного оборудования. Беспилотники против вертолетов: сколько стоит воздушный мониторинг газовых магистралей.

Эксперты "Газпрома" и Shell завершили оценку проекта "Балтийский СПГ". По некоторым оценкам инвестиции в создание нового завода по сжижению природного газа мощностью 10 миллионов тонн могут составить 11,5 миллиарда долларов.

"Балтийский СПГ" – уникальный проект, который планируется реализовать без привязки к конкретному месторождению. Газ для сжижения будет поставляться из Единой системы газоснабжения по уже существующим газопроводам, в том числе и по тем, которые будут питать Северный поток-2. Своего рода синергия между трубопроводным проектом и крупнотоннажным сжижением позволит довольно сильно снизить капитальные затраты. Есть и другое экономическое преимущество.

"У нас сжиженный газ освобождён от экспортной пошлины. Соответственно, по сравнению с экспортом трубопроводного газа, компании, которые собираются экспортировать сжиженный газ, они получают определенные преимущества, то есть те затраты, которые будут понесены в рамках проекта по сжижению, они могут быть компенсированы за счет отсутствия уплаты в бюджет. Соответственно, пошлина, которая составляет 30 процентов в настоящее время, а для сжиженного природного газа соответственно ноль", — рассказывает Алексей Гривач, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности.

В прошлому году к участие в проекте рассматривались два партнера — это компания Shell и некий консорциум японских компаний.

"Тогда победитель должен был получить 49 процентов, сейчас, насколько я понимаю, Shell умерил свои аппетиты до 25 процентов. Остальную долю получит либо консорциум японских компаний – партнеров, по уже действующему заводу, в рамках проекта "Сахалин -2", либо какая то одна из японских компаний", — говорит Мария Белова, старший аналитик VYGON Consulting.

Наиболее вероятным потенциальным партнером сегодня аналитики называют компанию Митсубиси. Она, как и SHELL участвует в "Сахалине 2" и заинтересована в диверсификации портфеля по закупкам газа.

"С точки зрения "Газпрома", у которого сейчас и так очень много проектов на стадии реализации, для того, чтобы уменьшить нагрузку с точки зрения инвестиций, большее количество партнеров выгодно тем более, что "Газпром" все равно сохраняет управление проектом, от Shell компания, скорее всего, получит, так важные для проекта технологии по сжижению, те, которые не находятся в патентной собственности американских компаний. Это англо-голландская технология, соответственно, в случае чего, если технологические санкции будут продлены на технологии по сжижению газа, здесь "Газпром" уходит из-под риска партнера, а азиатские партнеры – это, скорее всего, финансирование и, возможно, рынок сбыта", -объясняет Мария Белова? cтарший аналитик VYGON Consulting.

Потенциальный рынок сбыта – Южная Европа: Испания, Португалия, а также Латинская Америка – новый для "Газпрома" потребитель. Заинтересованы в российском СПГ Индия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

"В первую очередь, это Балтийский регион. Здесь, кстати, возможен спрос такой, органический, связанный с тем, что в ЕС приняты нормы об ужесточении использовании топлива на водном транспорте, соответственно, СПГ как более чистый по сравнении с дизельным топливом вариант обеспечения пароходом, судов, танкеров и так далее, он может стать самым приоритетным бункеровочным топливом для этого региона. И вообще для Европы, для всех судов, которые планируют заходить в порты на территории ЕС", — считает Алексей Гривач, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности.

В том числе, газ может пойти и в Калининградскую область. Сейчас он поступает транзитом через Литву. Чтобы снизить риски поставок на случай непредвиденных обстоятельств – не продления контрактов на транзит или технологических сбоев, было принято решение построить регазификационный терминал. Само собой, наиболее выгодно будет возить туда газ из Ленинградской области.

"Есть ощущение, что данный газ будет поставляться на рынки сбыта не по классической схеме – заключение долгосрочных контрактов с партнером и поставка на приемный терминал партнера, а этот газ будет продаваться в рамках существующего портфеля компании Shell, которая недавно приобрела крупного игрока на рынке СПГ в виде компании British Gas и Gazprom Marketing and Trading, то есть, речь идет полностью о портфельных закупках и, например, в качестве портфельных контрактов у Shell и BG на сегодняшний день потребность в газе где-то 25 млн тонн, поэтому — почему бы и нет, почему бы этот газ не мог бы закупаться, в том числе, на Балтийском СПГ и поставляться уже существующим клиентам", — полагает Мария Белова, старший аналитик VYGON Consulting.

Портфельный контракт позволяет удовлетворять потребности в газе там, где они есть в данный момент, том числе в рамках спотовых продаж. СПГ физически поставляется под имеющийся контракт с наиболее близко расположенного завода для того, чтобы существенно уменьшить издержки транспортировки. Поэтому потребителей у завода, который будет стоять практически в центре Европы, может быть очень много.

И в продолжение темы сжиженного природного газа: свою заинтересованность в поставках СПГ выразил Кувейт.

"Кувейт как нефтедобывающая страна обладает большими запасами газа, но тем не менее мы заинтересованы в поставках сжиженного газа из России. Это имеет большое значение", — сказал Мухаммед Абдалла Ас-Сабах, государственный министр по делам совета министров Кувейта.

Как заявил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, готовы к спотовым поставкам природного газа в Кувейт "Газпром" и "Новатэк".

Минпромторг планирует создать на базе Фонда развития промышленности Центр обратного инжиниринга. Он будет заниматься разработкой отечественных аналогов импортного оборудования.

"Сейчас мы прорабатываем с нефтегазовыми компаниями механизм финансирования разработок отечественных аналогов на основе технологий, которые используются в импортных изделиях. С этой целью предлагается создать на базе Фонда развития промышленности Центр обратного инжиниринга, который будет аккумулировать государственные и частные средства в пропорции 30 на 70%", — говорит Денис Мантуров, министр промышленности и торговли Российской Федерации.

Денис Мантуров также отметил, что государство будет стимулировать иностранные компании осуществлять трансферт технологий в Россию. А пока ведомство предлагает обязать государственные компании топливно-энергетического комплекса согласовывать с комиссией по импортозамещению закупки оборудования, которое приобретается не только напрямую у иностранных компаний, но и через посредников.

Российские компании могут импортозаместить не только "железо", но и программное обеспечение. К примеру, в беспилотных летательных аппаратах. Где они применяются и почему это выгодно?

170,7 тысяч километров – такова длина крупнейшей газотранспортной системы в мире. За ее безопасностью 24 часа следят тысячи глаз, в том числе и с воздуха. Патрулирование позволяет не только контролировать техническое состояние трубопроводов, но и отслеживать случаи техногенного воздействия.

Еще несколько лет назад облет газовых магистралей совершали только вертолеты. Правда, использовать их можно не везде, к примеру, полеты над московским транспортным узлом запрещены. Есть и другая проблема – экономическая.

"Стоимость аренды одного дня вертолета с экипажем составляет чуть больше 1 миллиона рублей, при этом беспилотник обходится в четыре раза дешевле. В то же время надо учитывать, что у вертолетов выше скорость патрулирования, и за день они смогут облететь большую площадь или протяженность газопровода. Даже с учетом того, что на авиапатрулирование газопровода одинаковой длины "беспилотник" тратит больше времени из-за его меньшей скорости полета, получается, что использование беспилотников обходится дешевле вертолетов в среднем в два раза", — рассказывает Михаил Сироткин, начальник департамента ПАО "Газпром".

Их производят в Ижевск. Это предприятие, можно сказать, настоящий авиазавод, с той лишь разницей, что собирают здесь аппараты гораздо меньшего размера, и люди на них никогда летать не будут. Но этого и не требуется, конструкторы снабдили их самой современной навигационной и оптической техникой, а также тепловизорами. Человеку остается лишь управлять беспилотником и анализировать информацию, на земле.

"На основе этой съемки можно получать картографическую продукцию крупного масштабов. То есть, можно получить топографическую продукцию. Это экономит время значительно по сравнению с наземными выполняемыми работами", — говорит Василий Кузнецов, директор Центра сбора данных аэрокосмического мониторинга АО "Газпром Космические системы".

Разрешение камер беспилотника настолько чёткое, что с высоты 300 метров можно увидеть даже спичечный коробок, а за счет широкого спектра съёмки сэкономить время и увеличить масштаб исследуемого объекта.

"Преимущество заключается в том, что, во-первых, очень быстро собирается, доставляется в различную точку на автотранспортном месте, близко располагается вблизи объекта для мониторинга. И самое основное преимущество, что эксплуатационные затраты и расходы составляет меньше, чем летательные аппараты", — отмечает Василий Кузнецов, директор Центра сбора данных аэрокосмического мониторинга АО "Газпром Космические системы".

Беспилотники позволяют осматривать состояние и изменение расположения газопроводов, вдоль трассовых путей сообщения, линий электропередачи и линий связи. Больше того, БПЛА дают возможность мониторить ход строительных и ремонтных работа в режиме реального времени.

"Сам самолет можно, во-первых, разместить близко к обследуемому объекту. Не требуется площадок специальных и эксплуатационные расходы значительно меньше, простота подготовки и время приезда от 15 до 20 минут", — говорит Василий Кузнецов.

Транслировать и передавать картинку на наземную станцию управления цифровой канал позволяет в онлайн режиме, даже если беспилотник находится от нее в 70-ти километрах.

За два часа автономного полета аппарат способен обследовать до 140 километров газопровода. Для сравнения: в условиях труднодоступной местности бригада энергетиков проходит за один час всего 2-3 километра.

Обнаружить утечку на трассе нефте- или газопроводов позволяют установленные на беспилотниках тепловизоры. Они реагируют на изменение температуры над объектом, находящимся на глубине до 1 метра.

Размах крыльев беспилотника всего около 3,5 метров, а масса вместе с комплектом аккумуляторов и фото- и видеоаппаратуры около 10 килограммов. Но, несмотря на небольшие габариты, выносливость аппарата очень внушительна: композитные материал позволяет БПЛА работать в сложных метеоусловиях при порывах ветра до 15 м/с, при снегопаде и дожде.

"Как для любого летального аппарата, существуют какие-то определенные ограничения по метеоусловиям. В данном случае это величина скорости ветра. Максимальная скорость ветра, при которой может применяться этот аппарат, не выше 15 метров в секунду. Ну, и также температура окружающего воздуха. По температуре наружного воздуха – это минус 30 градусов. Положительная – до 40", — рассказывает Василий Кузнецов, директор Центра сбора данных аэрокосмического мониторинга АО "Газпром Космические системы".

Серьезным преимуществом БПЛА специалисты называют его безопасность – риск человеческого фактора снижен до нуля. И все же полностью отказаться от вертолетов пока не получится.

"Существуют рабочие ситуации, когда используются только вертолеты. Приведу примеры: в гористой и скалистой местности и при облетах участков газопроводов более 100 км. При проведении воздушного патрулирования с использованием тяжелого специализированного навесного оборудования для выявления утечек газа", — говорит Михаил Сироткин, начальник департамента ПАО "Газпром".

А также при патрулировании с необходимостью приземления на трассе газопровода: в период паводка, для транспортировки аварийных бригад.