Украинские события бьют рикошетом по Приднестровью

Гражданская война на Украине сказывается и в Приднестровье. Грешно смеяться, но в Одесской области, на границе с непризнанной республикой, украинцы роют бессмысленный 450-километровый ров – боятся вторжения.

Гражданская война на Украине сказывается и в Приднестровье. Грешно смеяться, но в Одесской области, на границе с непризнанной республикой, украинцы роют бессмысленный 450-километровый ров — боятся вторжения. Это с одной стороны. С другой, — Кишинев, который самоубийственно все еще держит курс на Европу, не считаясь с уже очевидными потерями.

Разрекламированный украинским премьером Яценюком помпезный проект "Стена" по возведению укреплений на границе Украины с Россией уже добрался и до Приднестровья. Украинцы усиленно окапываются и уже прорыли глубокую траншею вдоль линии границы с непризнанной республикой.

"Противотанковым", как грозно заявляли в Киеве, ров, конечно, не назовешь. Да и вместо обещанных 450 километров украинские пограничники осилили всего 35 — закончилась солярка. Новый приказ: бросить все силы на разрушение полевых дорог, ведущих к Приднестровью.

С каждым днем на погранпереходе людей все меньше и меньше. Одни идут в соседнее украинское село за продуктами — после обвала гривны покупать их в незалежной приднестровцам намного дешевле. Другие — к родственникам. Кроме паспорта непризнанной республики — с ним границу не пересечь — здесь у всех молдавские, украинские или российские документы. Но мужчинам — гражданам России — въезд на Украину теперь фактически закрыт. Тех, у кого паспорт с трезубцем, иногда очень даже ждут прямо на пункте пропуска. Офицеры из военкоматов.

Нейтральная полоса приднестровско-украинской границы. До пропускного пункта "Кучурган" — это уже украинская сторона — метров двести. Но даже отсюда видно, что все подъезды к нему оборудованы огневыми точками.

С наблюдательной вышки — обзор лучше. Мешки с песком по углам. Это снайперские пары. Сбоку дымит полевая кухня. В палатках ежедневно — от семидесяти до ста бойцов. Киев усилил погранзаставы нацгвардией. Для поднятия боевого духа в приграничных районах Одесской области, говорят, даже ездят микроавтобусы с громкоговорителями — запугивают местных приднестровскими танками.

На рынке в Тирасполе — только и разговоров, что о соседях. Украинские события по Приднестровью бьют рикошетом. Многие годы находящаяся в экономической блокаде со стороны Молдовы непризнанная республика получила мощный экономический удар теперь и со стороны Украины.

"Мы практически полностью потеряли рынок Украины. В 2014 году поставки исчезли", — сказал Владимир Трандасир, генеральный директор завода "Электромаш".

Дело, конечно, не только в потере украинского рынка. 80% продукции из Приднестровья все равно шли в Россию.

Один из крупнейших заводов — "Электромаш" — где выпускают мощные двигатели для энергетики, как и все предприятия республики, ориентирован на экспорт. Но везти в Россию можно только через Украину. Через нее же и ввозить сырье. Ни то, ни другое Киев не дает. Приднестровским властям уже пришлось вынужденно срезать треть от зарплат и пенсий. То, что недодают, зачисляют в долг, который пока платить нечем.

"Есть угроза социально-экономического коллапса. Позволю предположить, что это и есть самоцель тех, кто в Молдавии и Украине координирует эту политику. Задача — сделать нас бедными, как это сейчас называется, договороспособными", — уверена Нина Штански, министр иностранных дел Приднестровья.

Впрочем, свой путь, говорят в Приднестровье, здесь давно определили на референдуме. С Молдовой им не по пути. И даже сейчас, когда из-за двойной экономической блокады местные предприятия остались без заказов, тут надеются на российскую помощь. На нее здесь обеспечивают население теплом и газом, строят дороги и детские сады.

"Бубуруза" — на молдавском — "божья коровка". Единственный и, похоже, не только в Приднестровье по-настоящему молдавский детский сад. Все самое лучшее, самое современное.

"Гуманитарная помощь России помогла построить детский сад, это социальный проект на территории Приднестровья. И таких детских садов будет пять", — рассказала Галина Ищенко, директор Республиканского молдавского теоретического лицея-комплекса.

Книжки для малышей — с аутентичной кириллицей. В Молдавии таких уже не найти. Тотальная румынизация Кишинева ведь не ограничилась переходом на латиницу, но и исказила язык румынской грамматикой. А Тирасполь всегда считал себя трехъязычным. Русский, молдавский и украинский — равноправные и государственные. За это и сражались, отстаивая право написать в Конституции "Приднестровская Молдавская республика — суверенное демократическое государство", когда Молдавия решила оружием доказать, что приднестровцы такого права не имеют.

В Приднестровье снова вспоминают те события. 2 марта 1992 года после убийства милиционеров в Дубоссарах тлеющий конфликт на Днестре перерос в кровавое противостояние. За несколько месяцев боев здесь официально погибли больше тысячи человек. Дальнейшее кровопролитие удалось остановить только благодаря российским военным.

Российские миротворцы и сегодня обеспечивают здесь безопасность, словно живой щит разделяя молдавских и приднестровских силовиков. Их присутствие — гарантия спокойствия и надежности.