Неестественные цены: как торговые сети наживаются на кризисе

Инфляция в России с начала года – за 7%. Еженедельный шаг – две десятых. Вместе с инфляцией растут и цены на продукты, правда, с большей скоростью.

Инфляция в России с начала года — за 7%. Еженедельный шаг — две десятых. Вместе с инфляцией растут и цены на продукты, правда, с большей скоростью.

Срок окупаемости супермаркета в Европе — 10 лет, средняя наценка на продукты — 12%. Можно представить среднюю наценку в России, если новые сетевые магазины у нас окупаются за полтора-два года.

"Магазинов открывается достаточно много, больше, чем по одному магазину в день. Иногда — 10 в неделю, иногда — 15", — сказала Екатерина Куманина, директор по внешним связям группы компаний "Дикси".

Топ-менеджер крупной федеральной сети, открывающей до четырех новых супермаркетов в сутки уверен, что кризис — время для роста. Наценка на овощи в некоторых магазинах — более 20%.

Фермер Джон Кописки продал в далеком Лондоне все, что имел, и вложился в разорившийся совхоз под Владимиром. Теперь дает работу 110 местным жителям, производит 45 тонн отборного молока в сутки и сетует на дикий русский рынок. "Выбора у нас нет, как и обратной дороги", — признается фермер.

Проблема — в молокозаводах. Словно сговорившись, под предлогом кризиса они отказываются поднимать закупочную цену сырого молока (20 рублей за литр), при этом сами на свою продукцию цены повышают нещадно.

"Им нужны дивиденды, а мы должны работать без дивидендов", — говорит Кописки.

Итак, отпускная цена заводской молочной продукции за последние полгода выросла вдвое. Якобы это нормально для высокотехнологичного производства, где все вплоть до упаковки везется из-за границы. Но так ли это?

"Самая современная на сегодняшний день коробка — с большой крышкой, с дополнительными гранями для нанесения информации — стоит порядка трех рублей. Та, что попроще, стоит порядка двух рублей семидесяти пяти копеек. Сделано в России. Оборудование по розливу сделано тоже в России", — рассказал Геннадий Абелев, представитель компании-производителя упаковочного оборудования.

Нехитрый подсчет показывает: себестоимость пакетированного стерилизованного молока с учетом всех затрат и прибыли производителя должна составлять где-то 28 рублей за литр. В магазинах мы видим это молоко по 60 и выше.

"Почему так происходит? Потому что разрешают. Если взять электронику, бытовую технику, даже бытовую химию, человек может это не покупать. Это навязывание. По верхней планке рынка тут не получается. А продовольствие будут покупать всегда", — отметил Сергей Лисовский, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике.

Сырный прилавок магазина "Перекресток". Любезно "замороженные" после зимнего скачка цены: 600, 700, 800 рублей за килограмм. И это на обычные отечественные сыры вроде "Российского", "Витязя" или "Ламбера".

"С изменением курса рубля себестоимость сыра принципиально не изменилась, потому что не изменилась стоимость сырья", — рассказал Леонид Компаниец, эксперт-технолог сырного производства.

Оказывается, что даже в кризис на каждый килограмм классического полутвердого сыра расходуется 10 литров молочного сырья и обходится оно все в те же 200 рублей.

"Остальные издержки, как упаковка, закваски, ферменты, энергетика предприятия, зарплата персонала, амортизация, вкладываются обычно в 25-30% к стоимости сырья", — пояснил Леонид Компаниец.

Итого себестоимость килограмма среднего сыра — 270 рублей. Но ведь завод тоже должен что-то заработать? Речь — о добросовестных предприятиях. У недобросовестных, чью продукцию регулярно снимают с прилавков эксперты СЭС, себестоимость и вовсе колеблется около ста рублей за кило.

Окрестности Белгорода. Одна из крупнейших в стране компаний по производству свиных полуфабрикатов. Сами выращивают скот по импортным технологиям, сами забивают и обрабатывают — с применением импортного оборудования, сами развозят продукцию по магазинам — опять же на импортных грузовиках. При этом никаких причин для повышения отпускных цен здесь не видят.

"Даже когда эмбарго началось, ценообразование мясной продукции осталось прежним. Себестоимость, если говорить в рублевом выражении, такая же", — отметил Владимир Зотов, генеральный директор мясоперерабатывающего предприятия.

Свиная грудинка, гуляш, лопатка, поджарка — все 230-250 рублей за килограмм, с включенной в цену доставкой по Центральной России. А вот что случается с той же поджаркой после пересечения ею порога магазина "Магнит": 416 рублей за килограмм!

"С одной стороны, приятно, что многие сетевые компании приняли решение о замораживании цен, с другой, — когда видишь, какой ценник лежит на нашей продукции, становится грустно", — сказал Владимир Зотов.

Типичный современный молокозавод. Пришедшее с ферм сырье здесь охлаждают, сепарируют, стерилизуют, пастеризуют и разливают по бутылкам и пакетам. В одном из цехов производят все то же самое, но с маркировкой "для детей дошкольного и школьного возраста".

Оборудование в обоих цехах совершенно одинаковое, энергозатраты и технологический процесс идентичные, персонал — всего 5-7 человек, ибо все делает автоматика, — тот же. И только биохимические нормы для детских продуктов несколько строже, чем для обычных. На деле это означает, что молочко для младенцев лаборант проверяет раз в 20 минут, а для взрослых — раз в полчаса.

Сырье одно и то же, от одних и тех же коров, так почему же детские молочные продукты на прилавках чуть ли не вдвое дороже обычных? Ответ циничен: заботливые родители все равно купят.

"На самом деле нами движет нажива, значит, мы должны поставить на полку какой товар?" — задается вопросом Сергей Галицкий, хозяин крупнейшей в России сети "Магнит". Его личное состояние — 4,9 миллиарда долларов.

"Социальная ответственность приводит к тому, что появляется на улицах куча бездельников, которые приходят и говорят: помогите нам. Не может быть у бизнеса социальной ответственности, бизнес должен зарабатывать деньги и платить налоги", — считает Галицкий.

С чего же платить-то? Если богатейший "Магнит", не стесняясь рисует себе доходность 3%. У его коллег-конкурентов из списка Forbes налогооблагаемая база еще скромнее.

"Прибыльность ритейла абсолютно прозрачна, с учетом того, что компания публичная, она находится в среднем где-то в 2,5%", — пояснил Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли.

Завершим наш обзор растительным маслом. Теперь оно стоит около 100 рублей за литр против 53 рублей прошлой весной. А ведь его делают на тех же давно построенных маслоэкстракционных заводах, на том же видавшем виды оборудовании из сырья подсолнечника, чья цена в сравнении с иными неурожайными годами даже снизилась.

"Себестоимость готовой продукции, то есть фасованного растительного масла — очищенного, рафинированного, вымороженного, дезодорированного — находится в пределах 41 рубля. Это за литр. К цене бутылки масла добавляется доставка — это рубль-два. Оборачиваемость данного продукта очень высокая, она составляет примерно 2-3 дня. Поэтому речь идет о прибыли в тысячи процентов в год. Это очень большие деньги", — рассказал Сергей Кузнецов, эксперт-технолог маслоэкстракционного производства.