"Личные деньги": как банкиров привлекают к ответу

За последние два с половиной месяца финансовый рынок России покинули 25 банков. Эти кредитные организации лишились своих лицензий за различные нарушения. И в каждом случае вкладчики и кредиторы этих банков спешат получить страховые выплаты в АСВ.

Как банкиров привлекают к ответу за криминальные банкротства кредитных компаний? За последние два с половиной месяца финансовый рынок России покинули 25 банков. Эти кредитные организации лишились своих лицензий за различные нарушения. И в каждом случае вкладчики и кредиторы этих банков спешат получить страховые выплаты в АСВ. Те, кто хранил в банке сумму не более 1 миллиона 400 тысяч рублей, получают деньги уже через две недели после отзыва лицензии. Остальные кредиторы делятся на три очереди.

В первую очередь включаются требования физических лиц, вторая очередь — работники банка, задолженность перед которыми образовалась до отзыва лицензии, а в третью очередь попадают все остальные, как правило, это юридические лица.

"Третьей очереди приходится ждать больше всего, поскольку мы не можем с ними рассчитаться, пока не рассчитаемся с кредиторами первой и второй очереди. Стопроцентно пока с ними не рассчитаемся, к третьей приступать не имеем права. Поэтому мы сначала рассчитываемся с кредиторами первой очереди и стараемся начать расчеты как можно раньше. Сейчас, в среднем, мы начинаем эти расчеты примерно в течение полугода после признания банка банкротом. После того, как мы рассчитаемся с кредиторами первой очереди, у нас идет вторая очередь, и потом только доходим до третьей. Бывают случаи, что мы довольно долго не можем даже начать расчет с кредиторами третьей очереди, не то, чтобы рассчитаться с ними в полном объеме. А бывают случаи, что рассчитываемся со всеми кредиторами всех очередей на 100 процентов", — комментирует Василий Кудяков, глава департамента сопровождения ликвидационных процедур Агентства по страхованию вкладов.

По его словам, больше всего вкладчиков интересуют именно сроки, в которые можно получить страховые выплаты, положенные по закону. Всю информацию, можно получить на сайте АСВ в разделе "ликвидация банков".

С начала работы Агентства по страхованию вкладов уже завершилась ликвидация более чем в 230 банках. Еще в 217 кредитных организациях процесс поиска и распродажи имущества в самом разгаре. Свои средства ждут более 250 тысяч клиентов. А все накопившиеся долги – это свыше 920 миллиардов рублей.

Однако расплатиться со всеми кредиторами непросто. Ведь около 80 процентов банкротств – криминальные. То есть, владельцы банков или их руководители выводили средства вкладчиков перед отзывом лицензии.

"За криминальные банкротства ответственность предусмотрена действующим законодательством. В том числе субсидиарная – это когда за действие или бездействие, повлекшее банкротство банка, отвечают лица, которые виновны в этом банкротстве. И взыскание отдельно, по отдельно взятым сделкам, неправомерным сделкам, совершенным в кредитной организации, причинившей ущерб – взыскание этого ущерба с лиц, которые эти сделки совершали, утверждали их, принимали решение о их совершении. C 2007 года 106 исковых заявлений подано. Есть иски, которые еще находятся на рассмотрении, но по тем искам, которые рассмотрены – 85 миллиардов положительных решений", — рассказывает Юлия Медведева, директор экспертно-аналитического департамента АСВ.

В Агентстве применяют новую практику: при прекращении конкурсного производства, при закрытии банка, передают исполнительные листы под персональную ответственность к руководителям, контролирующим лицам – кредиторам. Такая система позволит лицам, которые не получили удовлетворения в ходе конкурсных процедур, взыскивать свои денежные средства с виновных.

"Стандартный набор для нас – статьи уголовного кодекса, предусматривающие ответственность, в первую очередь, за преднамеренное банкротство, мошенничество, хищение. Новая статья — фальсификация бухгалтерской отчетности с целью сокрытия признаков банкротства, злоупотребление, найденные в кредитной организации, причинившие организации ущерб. Вот это основание, обнаружив которое в банке, мы направляем в правоохранительные органы соответствующее заявление. 450, или около того, заявлений за нашу практику мы направили. И около 390 уголовных дел возбуждено. Эта цифра, стремящаяся к 90 процентам. Это очень хороший результат. 41 приговор в настоящее время мы имеем. 44 лица, обвиненных в различных экономических преступлениях, которых мы обнаружили в кредитных организациях. В настоящее время 6 дел у нас в суде находится, 11 обвиняемых", — уточняет Юлия Медведева.

Есть и случаи, когда бывшие руководители банка готовы отдать свое имущество для расплаты с кредиторами. Один из последних примеров – "Мой банк". От связанной с собственником банка Глебом Фетисовым иностранной организации поступило около 15 миллиардов рублей, за счет которых произведены выплаты кредиторам в полном объеме.

И это не первый случай в агентстве, когда собственники, пытаясь избежать уголовного преследования, принимали меры к удовлетворению требований кредиторов в стопроцентном размере. В том числе, путем выкупа требований кредиторов и исключения их из реестра.

"Надо сказать, что за 2014 — 2015 год настолько эффективность деятельности правоохранительных органов повысилась, что в разы увеличилось количество возбуждаемых уголовных дел. Стали арестовывать, стали быстрее привлекать в качестве подозреваемых. Это нам позволяет и аресты в каких-то случаях на имущество, если это имущество имеется, накладывать через суды. То есть, эффективность увеличилась. И следственный департамент, и МВД России, и следственный комитет России, взяли под контроль наши дела. Сейчас совместное соглашение готовится о взаимодействии банков России, следственных органов, правоохранительных органов, и агентства. Для того, чтобы наши дела еще быстрей, еще более эффектно доходили до судов", — говорит Юлия Медведева.

Банкротство банка сродни тяжелой болезни. Тем, кто не хочет беспокоиться о "здоровье" своих сбережений, надо соблюдать простое правило: хранить в одном банке не больше 1 миллиона 400 тысяч рублей. В противном случае, если банк вдруг лишится лицензии и окажется, что его руководители вывели все активы, копить придется уже не деньги, а терпение: возврат средств займет время.