Российские прилавки заполнятся дальневосточной рыбой

На прилавках российских магазинов станет больше дальневосточной рыбы. Если раньше до половины улова отправляли на экспорт, например – в Японию, то теперь приоритет отдан отечественным потребителям. Подписаны прямые договоры с торговыми сетями Санкт-Петербурга, Москвы, Урала.

На прилавках российских магазинов станет больше дальневосточной рыбы. Если раньше до половины улова отправляли на экспорт, например — в Японию, то теперь приоритет отдан отечественным потребителям. Подписаны прямые договоры с торговыми сетями Санкт-Петербурга, Москвы, Урала.

Дефицита рыбы не будет! Ход лососёвых в этом году — к нашим берегам. В Хабаровском крае установлен новый рекорд — 67 тысяч тонн, по словам рыбодобытчиков это исторический максимум, пик 12-летнего цикла.

В бассейне Амура и Амурского лимана — рекордный вылов, 48 тысяч тонн. На побережье Охотского моря – 11 тысяч. В подзоне Приморье поймали 5, 5 тысяч тонн рыбы. Лосось, горбуша, кета, треска и сельдь – главный русский деликатес. Квоты вылова пришлось увеличивать не раз. Недостаток рыбы на столах россиян готова восполнить и Сахалинская область.

Если в прошлый год на экспорт (в основном в Японию) местные компании отправили 280 тысяч тонн рыбы, на полмиллиарда рублей, то в этом – всего 6 тысяч. Так что практически вся хабаровская, сахалинская и курильская рыба попадёт на российский рынок.

"Если год рыбный, то примерно 40 процентов продукции направляется на внутренний рынок, если год нерыбный, то 60 процентов. Так было до этого года, — рассказал Александр Хорошавин, губернатор Сахалинской области. — В этом году на экспорт продукцию мы практически не отправляем. Нам бы, конечно, не хотелось бы терять внешние рынки, но стоит вопрос об импортозамещении, наполнении внутреннего рынка, поэтому мы направляем основную массу рыбопродукции на внутренний рынок".

Купить сахалинскую рыбу, а также крабов и креветок можно в Петербурге и Ленинградской области, в московском регионе, на Урале и в Алтайском крае. У регионов есть прямые соглашения с Сахалинской областью. Чтобы наращивать поставки, местные предприятия работают и над увеличением популяции лососевых.

На Курилах и Сахалине работают в общей сложности 38 рыбоводных заводов. В этом году они выпустили в реки около 900 миллионов мальков кеты и горбуши. Через три года из Тихого океана дикая экологически чистая рыба вернётся обратно, на нерест. Именно поэтому заводы по разведению кеты размещают рядом с местом её вылова.

На Итурупе пошли еще дальше: в заливе Оля малька выпускают в искусственную бухту, куда стекает вода с гор. Вода – питьевая и очень вкусная – по специально сделанной ложбинке стекает из вулкана Богдан Хмельницкий, находящегося в 15 километрах от бухты.

Чистая вода, здоровая рыба (больная в океане попросту не выживает) и последние технологии производства – то, за что местную рыбу давно любят японские потребители. Все это теперь в полной мере предстоит оценить и россиянам. Тем более, что производство продукции во многом уникально: с одной стороны, процесс разделки рыбы автоматический, с другой – контроль качества проводится буквально в ручном режиме.

"Наша кета проверяется в лаборатории, — говорит Александр Семенов, старший мастер смены рыбоперерабатывающего завода. — Проверку проводят ежесуточно, технолог постоянно находится на производстве".

Заморозка рыбы нужна для доставки на дальние расстояния. Например, в центральную Россию. Поэтому логистике здесь уделяют особое внимание. Рыба сначала отправляется в Приморский либо Хабаровский край. Там перегружается в холодильные камеры и следует уже по железной дороге в центральную Россию. Путь долгий, а потому и ценник зачастую выше, чем на европейский импорт. Как дальневосточную рыбу сделать доступной для россиян? Прежде всего, за счёт субсидий железнодорожных перевозок.

Выплаты компенсаций могут начаться уже в 2015 году. В первую очередь это коснется недорогой сельди: доля транспортировки в её стоимости высока, около трети – это примерно 10 рублей за килограмм. В будущем году размер субсидий на селедку, по оценкам Росрыболовства, может составить почти полмиллиарда рублей. Правда, кто в итоге получит эти средства – перевозчик (в данном случае это РЖД) или непосредственно производители рыбной продукции? Вопрос пока открыт.