"Валдай" на берегах Невы

На этой неделе прошло очередное заседание политологов из клуба "Валдай". В прошлые годы "валдайцы" перед встречей с Владимиром Путиным общались друг с другом в Калуге, в Якутии, на Дону. На этот раз они собрались в Санкт-Петербурге.

На этой неделе прошло очередное заседание политологов из клуба "Валдай". О доминировании традиционного Запада (точнее, Севера) теперь говорить нельзя, так как не менее весомо звучит теперь голос азиатских делегатов. В прошлые годы "валдайцы" перед встречей с Владимиром Путиным общались друг с другом в Калуге, в Якутии, на Дону. На этот раз они собрались в Санкт-Петербурге.

То, как сказался вечер в Мариинке на последующую работу над сценариями развития России, доподлинно неизвестно, но прежде, чем отечественные и иностранные политологи и экономисты, особенно те из них, кого принято называть "либеральным крылом", начнут составлять свои прогнозы, хозяева форума предложили им обратиться к классике.

Питерское межсезонье, когда точно не понятно, то ли еще осень, то ли уже зима, как нельзя лучше отражает настроения экспертов. Главный тренд — неопределенность. Резкого роста, которого ждали после мирового кризиса, не случилось, и Россия снова оказалась на распутье. Главный редактор журнала ''Россия в глобальной политике'' Федор Лукьянов отмечает: "Стабильность в 2000-е годы была действие. Сейчас, когда говорят о стабильности, очень велик риск того, что под ней будут как раз понимать бездействие, консервацию, сохранение status quo – главное, не трогать. Не трогайте, тогда как-нибудь переживем, а там посмотрим. Так не получится, потому что в условиях предельно турбулентного мира внешние воздействия любого рода будут влиять на Россию все время, и отстраниться от этого не удастся. Сохранить тихую гавань в бушующем океане тоже не получится".

В Петербурге участники Валдайского клуба и определили четыре сценария возможного экономического развития России на следующие 10 лет. Главные герои, которые пока определяют наше будущее, все те же — "цена на нефть" и "политический курс власти". Заведующий кафедрой Высшей школы экономики, профессор Леонид Григорьев подчеркивает: "Мы все время нервничаем по поводу того, какие цены. Люди обсуждают не свадьбы, а цены на нефть. Это не нормально, потому что мы зависимы. Понятно, что половина федерального бюджета висит на нефти, и мы, фактически, зависим и по пенсиям, и по обороне от того, как, кто и где в мире продает нефть. В общем, конечно, это очень неприятно и рискованно".

Автор главного доклада экономист Леонид Григорьев для наглядности предложил оперировать человеческими психотипами.{Четыре варианта развития событий — как четыре характера. Сангвиник — устойчивый и сильный тип: энергоресурсы в цене, власть инициирует либеральные экономические реформы. При таком развитии страна за пять лет выбивается в лидеры. Холерик: цена на нефть высокая, но нет реформ. Как финал "валдайцы" предрекают прозябание. Флегматик: реформы на фоне дешевеющей нефти — состояние стабильное. И, наконец, меланхолик: нет ни нефтяных денег, ни реформ — худший из сценариев.

Бывший советник президента США Клинтона, старший советник по международным вопросам компании ''Акин Гамп'' Тоби Гати отмечает: "Есть такая песня в Америке — "Ты не можешь быть слишком красивым или слишком богатым...". Деньги от нефти поступают независимо от того, принимаются умные решения или нет. Если денег много, значит, власть считает себя умной, если денег от нефти нет, то здесь начинают винить иностранцев. Мы знаем, что в Петербурге ветераны войны живут в коммуналках, а "Газпром" собирался строить небоскреб".

Либеральные экономические реформы — рецепт, который настойчиво прописывают нашей стране западные эксперты, а классицизм парадного фасада Петербурга лишь подтверждает то, что Россия — страна европейская. Но западная экономическая модель буксует, и мировой капитал все пристальней смотрит на Восток, где и трущобы расселяют, и небоскребы строят. Директор Центра по изучению России при министерстве образования КНР Фэн Шаолей прогнозирует: "Мы в Китае исходим из того, что развитие должно быть гармоничным. Кто-то верит, что поступь цивилизации сможет возглавить тот, у кого есть большие деньги, но, похоже, мир за собой поведут те, кто наделен высокими моральными качествами. Вот они и будут лидерами". Колумнист индийских газет ''Хинду'' и ''Деккан Геральд'' Бхадракумар отмечает: "БРИКС становится все более мощной организацией, и в ближайшем будущем мы увидим появление такой новой финансовой структуры, как собственный банк БРИКС — по аналогии с Всемирным банком. И ведь именно Россия была инициатором создания этого союза.

Соединить Запад с Востоком и при этом сохранить собственные богатства. В полном символов Санкт-Петербурге Банковский мост, пожалуй, лучший образ той страны, что пытались себе представить участники форума. И знаменитые золотые грифоны — один из символов Северной столицы — в этой конструкции получаются неслучайными: мифологические звери надежно охраняют доверенные им сокровища.

Потенциальная военная угроза как мобилизующий проект. За либералами "Валдая" пристально следят коллеги-оппоненты — консервативные патриоты из недавно созданного "Изборского" клуба". Главный редактор газеты ''Завтра'' Александр Проханов подчеркивает: "Думаю, что Россия по-прежнему остается консервативной страной. Она и была такой, но это особая форма консервативности. Это не консерватизм окукливания, консерватизм окаменелости — это консерватизм, который создает плотный плацдарм, с которого может быть осуществлен рывок в развитии. Это особый динамический консерватизм, это консерватизм, обеспечивающий сохранение ресурсов, в том числе, моральных, религиозных, культурных, антропологических ресурсов для осуществления модернизации, для осуществления динамического рывка".

Хотя внутренняя политика и не была темой этого форума, мимо событий последнего года эксперты "Валдая" пройти не могли. Новые политические реалии обсуждали вскользь. Как выяснилось, большого влияние на экономику уличные протесты, не имеют. Директор программы по России и Евразии Центра стратегических и международных исследований ЭНДРЮ КАЧИНС считает: "Оппозиция в России, по-моему, должна стараться использовать существующие политические возможности на областном уровне, региональном уровне и, в конце концов, через несколько лет на национальном уровне. Если так продолжится, то, конечно, это не будет угрозой существующей власти".

Импровизированное голосование, которое для членов "Валдая" устроил Сбербанк, выстроило своеобразный рейтинг российских проблем и подвело итог двухдневного заседания экспертов. Неэффективное управление получило абсолютное большинство.

Так какой быть России по "Валдаю"? Директор Центра изучения государственного управления и общественной политики Карлтонского университета Петр Дуткевич отметил: "Это страна, которая уверена в том, что она делает. Это страна, которая использует не только новые рычаги своего существования в мире, а интеллектуальный потенциал, экономический потенциал, потенциал людей. Это страна, которая является одним из элементов стабилизации мировой политической и экономической системы".

Декан факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Сергей Караганов поясняет: "Мы считаем, что пока общество и власть не поймет, куда идти, невозможно разработать экономическую политику. Но надо хорошо понимать, каков мир, а в России очень плохо понимают. У нас до сих пор по политическим соображениям спорят о том, какая будет цена на нефть. Как говорили независимые и самые лучшие в мире эксперты, цена на нефть в среднем будет высокой. Хотя очень многие люди, которые хотят, чтобы мы соскочили с нефтяной иглы, говорят, что обязательно упадет цена на нефть. Не упадет она!. Но проблема в том, что даже с высокой ценой на нефть мы можем провалиться, если мы не будем проводить какую-нибудь осознанную и нацией, и руководством и с согласованной, хотя бы, элитой, экономическую политику".

Символ российского рывка на Запад Медный всадник — памятник былым победам. Нужен ли новый рывок, и если нужен, то куда? Это вопрос, на который предстоит отвечать уже без посторонней помощи.