Банкроты времени. Специальный репортаж Н.Литовко

Число корпоративных дефолтов в Европе в этом году может вырасти почти вдвое! Процент банкротств среди компаний со спекулятивным рейтингом составит более 6 процентов, а это значит, что более 40 европейских компаний в этом году могут претендовать на статус банкротов.

Число корпоративных дефолтов в Европе в этом году может вырасти почти вдвое! Такой прогноз озвучили аналитики Standard&Poor’s. Процент банкротств среди компаний со спекулятивным рейтингом составит более 6 процентов. Это значит, что более 40 европейских компаний в этом году могут претендовать на статус банкротов.

Похожие тенденции намечаются не только в зоне евро – рост числа корпоративных дефолтов, скорее всего, проявится и в США. Аналитическое агентство предрекает, что в 2012 году о своей финансовой несостоятельности объявят свыше 60 американских компаний.

Старт этому процессу по ту сторону океана дал легендарный фотогигант – компания Kodak. Когда-то ее основатель Джордж Истман мечтал "сделать фотоаппарат таким же удобным, как карандаш", и это ему удалось. В детстве для многих маленькая черная коробочка была одним из самых любимых устройств. Кадры старались экономить, потому что пленка конечна, а в фотомастерской делали только "все хорошие по одной".

На протяжении 100 с лишним лет стратегией американской компании оставалась продажа недорогих простых камер и фотоматериалов. Но через 131 год после создания пионер фотоиндустрии, совершивший революцию в любительской съемке, печально объявил о банкротстве: "Глава 11 Кодекса Соединенных Штатов Америки о банкротстве позволила нам получить государственную дотацию в размере 950 миллионов долларов, что даст нам возможность завершить реструктуризацию компании и перейти на современные технологии. Также мы монетизировали наши права на интеллектуальную собственность за счет продажи более 11 тысяч патентов. В целом переход на новые цифровые технологии и уход от производства пленки уже приносят свои финансовые плоды".

В 80-х годах прошлого века компания Kodak прочно сидел на 90 процентах рынка фото- и кинопленок в США. Это был расцвет! Она стала поставлять технику и оборудование по всему миру, но пришла Ее величество "цифра".

Парадокс, но именно специалисты Kodak изобрели цифровую фотографию – первый цифровой фотоаппарат с логотипом компании появился в 1975 году. Это, впрочем, не помешало вытеснить ее с рынка быстро растущими азиатам – Canon и Nikon. Дела компании стали стремительно ухудшаться.

Когда "цифра" еще только росла и вставала на ноги (15 лет назад), за одну акцию фотокорпорации давали 92 доллара. Сейчас же она не стоит и одного, цена колеблется вокруг 50 центов. Капитализация Kodak также измеряется уже совсем другими масштабами – более 30 миллиардов долларов превратились в 150 миллионов.

Вот ключевые моменты в истории компании. Именно Kodak выпустила фотобумагу для рентгеновских снимков. Ее исследователи создали первый в мире электронный сканер с цветоделением для подготовки изображений к печати. В конце 1990-х Kodak начала осваивать спецэффекты в киноиндустрии. Но и этого оказалось мало! Реструктуризацию запустили только в 2004 году, пришлось закрыть более десяти заводов, прекратили свое существование сотни лабораторий, приносящих только убытки. Было уволено почти 50 тысяч человек.

Свою лепту внес и кризис 2008 года, но говорят, что ключевым промахом стало то, что в компании недооценили ту самую "цифру". У уже внедренных инноваций истек срок годности, а новые не пришлись ко двору. "На сегодняшний день основной вопрос состоит в том, как Kodak сможет дальше развиваться. Есть множество примеров – та же самая Nokia, которая в свое время испытывала трудности с развитием своей продукции. И она отказалась от многих сегментов, сосредоточившись на сегменте телекоммуникаций", – напомнил ректор Учебного центра "Финам" Ярослав Кабаков.

Судьба Kodak не уникальна. Компания столкнулась с классической "дилеммой инноватора". Этот термин ввел американский профессор Клейтон Кристенсен для описания ситуации, когда преуспевающий лидер индустрии отказывается признавать молодую технологию. Она противоречит уже работающей бизнес-модели и как бы не нужна клиенту здесь и сейчас. Со временем новое оказывается "подрывным", а бизнес это не разглядевший, терпит крах.

Примеров, когда компания не смогла адаптироваться к новым реалиям рынка, можно найти множество. Некоторые из них приводит Forbes. О том, насколько важно думать на шаг вперед, может рассказать Digital Equipment Corporation, не поверившая в микрокомпьютеры. В 1980-х годах она считалась одной из самых инновационных и хорошо управляемых фирм, но ситуация кардинально изменилась – появились "микрокомпьютеры", как в то время так называли современные персональные компьютеры.

Другой пример – Polaroid и его гибрид камеры и принтера. Эта компания также стала жертвой "цифры", которая позволила моментально просматривать только что отснятые кадры, так что "мгновенные снимки" стали уже не нужны.

В этом же списке Facit. Шведская корпорация была одним из лидеров рынка механических калькуляторов, но бизнесу пришел конец, когда Европу и США стали заполонять дешевые, простые и компактные электронные калькуляторы из Японии.

Это происходит постоянно, это абсолютно нормальная история , особенно для технологической индустрии, где изменения происходят, фактически, со скоростью света, где каждые 5-10 лет появляются новые технологии , которые могут полностью изменить бизнес, и очень многие не успевают за этим. Так, IBM была производителем компьютеров, но сейчас ушла от этого, занявшись консультативныеми услугами", – рассказал обозреватель Forbes Михаил Левин.

Сейчас ставку в Kodak хотят сделать на производство автоматических фотокиосков. Приоритетным направлением называют и производство, а также услуги по переводу документов в электронный формат, полиграфию и – наконец-то – цифровую печать.

Специалисты полагают, что если адаптироваться удастся, то выжить можно. В пример они приводят несовременный, но очень модный сейчас винил. Член-корреспондент РАН Георгий Клейнер пояснил: "Аналог заменяется цифровым синтезом. Что делается с аналоговыми технологиями? Это очень интересный процесс: они теряют массовое распространение – возьмите запись звука на виниловые пластинки. Конечно, сейчас мало кто пользуется старинными пластинками, но появляется новый винил, появляются новые пластинки".

Kodak не просто объявил себя банкротом. Первопроходец в фото уже взял у Citigroup кредит – 950 миллионов долларов на срок 18 месяцев. Этой суммы должно хватить на то, чтобы выиграть время для реструктуризации бизнеса и поиска покупателей на цифровые патенты.

Сейчас активы корпорации оценивают в 5 миллиардов, при этом сумма долгов приближается к 7 миллиардам. Сюда же прибавьте список кредиторов, которым компания должна. Таких только крупных – десять.

Судьбу некогда фото фотоиндустрии обсуждают практически на всех отраслевых форумах. Вот несколько комментариев:

- Нежданно-негаданно Kodak стал банкротом, а начинал пионером цифровой фотографии.

- Kodak – некогда ведущая фотокомпания мира – был уничтожен появлением доступной цифровой фотографии, к чему они так и не смогли приспособиться.

Историю падения гиганта рынка фототехники уже называют одной из самых парадоксальных в мире крупного бизнеса. В тоже время, для наблюдателей она, вероятно, может стать весьма поучительной. Прогнозы же Standard & Poor’s о "банкротном настроении" – пока всего лишь прогнозы. У компаний, оказавшихся в зоне риска, есть шанс доказать, что их время еще не пришло.